|
Покаяние в супермаркете
Секретарь синодальной Богословской комиссии Русской православной церкви священник Владимир Шмалий призвал мирян стремиться к внутреннему совершенствованию через покаяние и не превращать храм в подобие супермаркета. "К несчастью, мы порой так карикатуризируем свою духовную жизнь, что поход в церковь начинает напоминать посещение какого-то "супермаркета духовных услуг", в котором расплачиваются не деньгами, а тем, что как бы заключают с Богом некий договор", – заявил он в интервью журналу "Фома". П ...
Секретарь синодальной Богословской комиссии Русской православной церкви священник Владимир Шмалий призвал мирян стремиться к внутреннему совершенствованию через покаяние и не превращать храм в подобие супермаркета. "К несчастью, мы порой так карикатуризируем свою духовную жизнь, что поход в церковь начинает напоминать посещение какого-то "супермаркета духовных услуг", в котором расплачиваются не деньгами, а тем, что как бы заключают с Богом некий договор", – заявил он в интервью журналу "Фома". По словам отца Владимира, суть такого договора заключается в том, что человек мыслит следующим образом: "Я буду поститься, молиться, ходить по воскресеньям в церковь и выстаивать все эти длинные службы в духоте, среди каких-то этих странных людей, но за это я, например, получу возможность "сбрасывать" с себя на исповеди свои грешки". Он призвал сделать таинство покаяния постоянным содержанием жизни, отметив, что покаяние – это не просто разовая акция, "а некая установка человеческого, христианского существования, или, если следовать обозначающему его греческому слову, – изменение ума, изменение образа существования человека, вольное, свободное решение изменить свое духовное бытие". Священник указал на то, что в покаянии должна быть установка на рождение в себе подлинной любви к Богу и подлинной любви к человеку, "а для православного христианина само переживание того, что мы не любим Бога и ближнего, должно являться источником слез и покаяния". По его словам, многие священники, когда к ним на исповедь приходит человек, живущий в блуде, спрашивают его: "А менять образ жизни ты собираешься?" – и, если слышат "нет", просто отказываются читать разрешительную молитву. "А если нет этой внутренней установки на преодоление греха, если есть некоторое двоедушие – "покаюсь и буду грешить и дальше", – дерзну предположить, что такая исповедь в покаяние не вменяется и становится для этого человека осуждением. Это глумление над таинством", – добавил отец Владимир.
|