|
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка фотографа и издателя Юрия Холдина "Фрески Руси. Дионисий"
Мастер обратился к монументальным росписям, выполненным иконописцем Дионисием. Более 10 лет он посвятил изучению и фотоотображению древнерусских фресок. За это время Холдин выполнил более полутысячи работ. Экспозиция в Третьяковской галерее представляет около двухсот произведений из серии «Фрески Ферапонтова монастыря». Работая над серией, Холдин отказался от традиционных методов «фотофиксации» фресок. Общепринятая схема фотографирования предполагает ночную съемку с искусственным освещением, исключающи ...
Мастер обратился к монументальным росписям, выполненным иконописцем Дионисием. Более 10 лет он посвятил изучению и фотоотображению древнерусских фресок. За это время Холдин выполнил более полутысячи работ. Экспозиция в Третьяковской галерее представляет около двухсот произведений из серии «Фрески Ферапонтова монастыря». Работая над серией, Холдин отказался от традиционных методов «фотофиксации» фресок. Общепринятая схема фотографирования предполагает ночную съемку с искусственным освещением, исключающим изменчивую гамму естественного света. Подобный подход, по мнению автора, лишает изображение на фотографии воздуха, не передает ощущения пространства, в котором существует роспись, отображает живопись чересчур жестко и сухо. Холдин поставил перед собой задачу наиболее адекватно донести до зрителя те впечатления, которые возникают у посетителя храма от росписей Дионисия. Для этого он разработал уникальный авторский метод фотовоспроизведения фресок, который позволил ему работать днем. При этом выдерживается ровная однородная освещенность, постоянная колориметрия, правильный баланс цвета. При печати альбома за эталон цветовых соотношений во фресках собора Рождества Богородицы взято ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в летний солнечный день. Для Холдина также важно передать целостный образ как отдельной фресковой композиции, так и всего собора. Он скрупулезно и корректно, соответственно иконографическому канону, организует каждую фотографию, не допуская искажения, усечения реальной композиции росписи. Мастер стремится донести до зрителя драматургию росписей. Создавая цикл, он как режиссер последовательно выстраивает изображение, моделируя движение зрителя по храму к фреске и вдоль нее. В состав выставки входят как фотографии фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы, архитектуры храма и монастыря, так и пейзажная и жанровая фотография, связанная с Ферапонтовом, Сиверским озером, русским севером – той средой, в которой иконописец создавал свои росписи.
|