|
В Эрмитаже открылась выставка "Пространство Тимура: Петербург - Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова"
В недавно отреставрированных залах Главного штаба представлены 25 произведений самого известного петербуржского художника конца XX века из собраний Русского музея, амстердамского музея "Стедлик", музея "Aboa Vetus & Ars Nova" (Турку), частных собраний Петербурга, Москвы и Брюсселя. Выставка, приуроченная ко дню рождения Тимура Новикова (24 сентября 2008 года художнику исполнилось бы 50 лет), является частью проекта "Эрмитаж 20/21", открытого год назад как часть кампании по привлечению в Эрмитаж произведений современного искусства и его ценителей. Проект базируется в помещениях Главного штаба - здания, которое расположено на Дворцовой площади напротив Зимнего дворца, оно было построено в стиле неоклассицизма по проекту Карла Росси в 1829 году и первоначально служило штаб-квартирой военного министерства, министерств финансов и иностранных дел. С 1917 года вплоть до середины XX века в восточном крыле, то есть именно там, где предполагается выставлять современное искусство, находились помещения советских спецслужб. За год существования проекта Эрмитаж успел принять две выставки: "Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи" и персональную выставку классика современного американского искусства Чака Клоуза "Семь портретов". Теперь настал черед классика отечественной арт-сцены. Тимур Новиков - негласный лидер петербургского андерграунда, примитивист и экспрессионист, создатель неоакадемической школы и в то же время великий мистификатор, выдумщик, насмешник - еще при жизни был человеком-легендой. Он работал в разных техниках и интересовался всеми видами искусства, принимал участие в постановке спектаклей, балетов и концертов "Поп-механики" Сергея Курехина, оформлял концерты группы "Кино" и вдохновил Сергея Соловьева на создание фильма "Асса". Выставка не является ретроспективой, ее задача состоит не том, чтобы проследить путь становления автора, она призвана обозначить примерные контуры мира, им созданного. Экспозиция условно делится на три части. Первый зал посвящен Петербургу, воссозданному художником. Нетрудно заметить, что любимый петербургский вид для Тимура Петровича - это взгляд на панораму Невы с Троицкого моста, удивительный эффект слияния воды и неба, ставший своего рода опознавательным знаком его стиля. Второй зал посвящен культурному пространству Новикова, его пристрастиям и увлечениям, сформировавшим неоакадемизм. Третий зал показывает работы, обрисовывающие время, когда мастер достиг международной известности, время странствий, охвативших Европу, Америку, Азию, все пространство мира, пространство времени от Аполлона Бельведерского до Энди Уорхола. "Тимур Новиков был неудобным художником, - заметил, выступая на вернисаже, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Его смены стилей и позиций, его художественная резкость и самоуверенность в сочетании с манерной утонченностью создавали и создают проблемы для любителей его творчества. Уже потеряв зрение, он не переставал ходить в наш музей, все чаще посещал выставки. Эрмитаж был ему нужен, и Эрмитаж его принял".
|