• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты





  • «Рыцарь Серафимы»

    В Санкт-петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова состоялась премьера спектакля «Рыцарь Серафимы» по пьесе Михаила Булгакова «Бег».

    В Санкт-петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова состоялась премьера спектакля «Рыцарь Серафимы» по пьесе Михаила Булгакова «Бег».

    Советскому зрителю «Бег» стал широко знаком после фильма Алова и Наумова, в который не в последнюю очередь мы влюбились из-за блистательных актерских работ М.Ульянова, В.Дворжецкого и Е.Евстигнеева. Режиссеры первые воплотили на экране булгаковский «Бег», однако и они были связаны круговой советской повинностью: обязанностью масштабно изобразить борьбу красных и белых, заставив их мчаться по заснеженным просторам России.

    Если вы читаете пьесу после фильма, то можете с удивлением заметить, что никаких «настоящих» боев в »Беге» нет. Всё доносится издалека – отзвуками, вальсом, криком конницы. Сценическая история «Бега» не так уж богата. В истории театра особое место занимает спектакль Александринского театра, где Хлудова играл Николай Черкасов. Спектакль был полузапрещенным, критике просто запретили о нем писать. Москве повезло больше. В 70-е годы «Бег» шел одновременно в театре Сатиры (с А.Папановым и С.Мишулиным), в театре им.Еромоловой (со знаменитым Иваном Соловьевым в роли Хлудова) и в театре имени В.Маяковского (с А.Лазаревым, Н.Гундаревой и С.Немоляевой), но в Петербурге после спектакля Л.Вивьена больше не ставился никогда.

    Пьеса М.А.Булгакова написана в 1928 году. У нее – не одна редакция. Количество редакций обусловлено желанием автора увидеть свою лучшую пьесу на сцене и учесть абсурдные замечания и придирки рапповской критики. Булгаков писал «Бег» для МХАТа, после грандиозного успеха «Дней Турбинных», и видел в своих героях – конкретных мхатовцев: Хмелева, Тарасову, Прудкина, Яншина. Репетиции останавливались, возобновлялись. Булгаков безуспешно пытался «удовлетворить» претензии и работал над пьесой в течение 10 лет. Последний вариант пьесы, где Хлудов кончает самоубийством, написан в 1937 году.

    В 1928 году Булгаковым был заключен договор и с ленинградским БДТ, но и этой постановке не суждено было осуществиться. Несмотря на заступничество и высокую оценку пьесы М.Горьким, «Бег» был запрещен. «Рыцарь Серафимы» – это всё, что осталось в архиве Булгакова от первоначального замысла пьесы, который потом и трансформировался в «Бег». Именно на эту пьесу под названием «Рыцарь Серафимы» был заключен первый договор автора с МХАТ, и именно это название выбрал для своего спектакля по пьесе «Бег» театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.

    Театр «Русская антреприза» им.А.Миронова выбрал для постановки вариант, который считается в булгаковедении первым – вариант 1928 года.

    Название «Рыцарь Серафимы» не менее сущностное, чем «Бег». Это на первый взгляд образ Серафимы Корзухиной менее манкий. Не характерная Люська, не колоритнейшие образы генералов Чарноты и Хлудова, и даже не грек-Дон Жуан! (в «Беге»» что ни образ – шедевр!). Но для Булгакова и постановщика спектакля Ю.Цуркану именно Серафима стала олицетворением России. Это она выброшена за пределы привычного жизненного уклада. Это она теряется, бежит и ищет опору. Это её предают, за нее воюют, ее любят до самозабвения, толкают на панель, втаптывают в грязь, спасают и отдают за нее свои жизни. Рыцарь Серафимы – это не только приват-доцент Голубков. Рыцарями Серафимы в отведенный им час становится каждый: и генерал Чарнота, и генерал Роман Хлудов, и даже Парамон Ильич Корзухин.

    Жанр спектакля, кажется, тончайше угадан и режиссером и художником спектакля.

    Владимир Фирер приподнял сцену театра и, как бы по-булгаковски, «расширил пространство», так что сцена стала казаться огромной. Готовность к мгновенным трансформациям, «провалам» и сменам места действия – «снам», подлинная художественная конструктивность делают оформление Фирера одним из лучших в его сценографической биографии.

    Идея поставить «Бег» принадлежит Рудольфу Фурманову. Он же сделал и распределение ролей. К постановке приступили только тогда, когда были выбраны исполнители ролей Чарноты и Хлудова. Без Сергея Барковского и Сергея Дьячкова спектакль бы не состоялся. Оба актера полностью соответствуют возрастной категории своих героев. Актерский состав блистателен. Он объединил Нелли Попову, Анатолия Горина, Андрея Астраханцева, Бориса Соколова, Юлию Нижельскую, Александра Вонтова, Инну Волгину, Петра Журавлева, Елену Мартыненко, Юзефа Мироненко, Льва Елисеева. Готовность к мгновенным психическим и психологическим трансформациям, чувство жанра (у Булгакова, что ни фраза – готовая реприза!), которым владеют все актеры без исключения – позволяет режиссеру творить подлинно булгаковский мир.

    Юрий Цуркану – ученик Г.А.Товстоногова. На сцене театра имени А.Миронова в разное время им поставлены одни из лучших спектаклей театра: «Фантазии Фарятьева», «Шутники» и «Пучина».


    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

       

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024