|
250-летний юбилей Александринского театра 30 августа исполнилось 250 лет первому государственному театру России – Александринскому. Праздничные торжества начались с освящения отреставрированного здания театра Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, а завершились неожиданной, но удивительно красивой церемонией в постановке режиссера-авангардиста Андрея Могучего. 30 августа исполнилось 250 лет первому государственному театру России – Александринскому. Праздничные торжества начались с освящения отреставрированного здания театра Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, а завершились неожиданной, но удивительно красивой церемонией в постановке режиссера-авангардиста Андрея Могучего.Освящение отреставрированного здания театра Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром с благословения святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было назначено на десять утра и собрало вопреки ожиданиям (это было единственное мероприятие праздничного дня, вход на которое был свободным) немного участников, не более двухсот, включая журналистов. Митрополит произнес прекрасную речь, обращенную к руководителям театра, «которые преподносят всем подарок – отреставрированный театр», освятил сцену, изгнав с нее «лукавого» и «бесовские действа», и несколько раз благословил всех присутствующих. «Многая лета» в достойном списке, который открывался именем Патриарха, а завершался – г- жи губернатора, были произнесены и художественному руководителю г- ну Фокину, и директору театра г- ну Сегеди, что было весьма к месту, особенно, если припомнить, что несколько лет назад в Москве был убит директор фокинского Мейерхольдовского центра. Митрополит Владимир недаром завершил молитву призывом ко всем служителям театра: «Пусть теперь Господь помогает в вашем служении – воспитывайте людей…» – а в своей благодарственной речи эту мысль конкретизировал: «Из театра человек уходит с улучшенным взглядом на жизнь, на человеческую жизнь, дороже которой нет ничего на земле…». Затем был освящен зрительный зал: каждый из присутствующих получил толику святой воды, а руководитель Комитета по культуре Николай Буров сделал попытку, правда, неудавшуюся, получить благословение Митрополита, когда тот прошествовал на освящение Царской ложи. Благочестие г-на председателя было все же вознаграждено: он был залит святой водой с головы до пят и даже целовал крест, который вынесли в зал по окончании церемонии. Что позволяет искренне надеяться, что культурная жизнь Петербурга станет намного лучше, чем была до сего момента. Сам г- н Фокин свое благочестие особо не демонстрировал, однако исправно осенял себя крестным знаменем и по окончании церемонии произнес достойную ответную речь от имени работников театра. Валерия Фокина благодарили за дело: за год и два месяца он выполнил все свои обещания по реконструкции и ремонту Александринского театра, который 172 года простоял без капитального ремонта. «Допотопная» машинерия, штанкетный механизм, планшет сцены, световая и звуковая аппаратура 50-х годов были заменены современным немецким оборудованием, созданным по последнему слову театральной техники. Сам зал великолепно отреставрирован от потолка со знаменитой росписью Виго до пола, который был укреплен и заново уложен паркетом, заменены кресла и места за креслами, а также общие коммуникации сцены и зала. Зрительская часть третьего яруса, в которой разместился Музей русской драмы, реконструирована полностью, не обошлось без открытий: в бывших помещениях литературной части на потолке обнаружены старинные россиевские росписи. В Особой ложе «раскрыты» потолки со звездно-голубым небом. Царская – из гибрида театральной ложи и кинобудки советского времени приведена к своему первоначальному блестяще– «имперскому» виду с двумя роскошными зеркалами. А все закулисное «актерское» пространство заново обрело не только внешний вид, но и россиевскую мебель. Лишь с «цветностью» зала произошла некоторая нестыковка: Карл Росси предполагал сине-голубой декор, который был сохранен в великолепно отреставрированном кабинете самого Валерия Фокина, на деле же театр остался в привычном – красно-бардовом цвете. Конечно, есть еще места, до которых не дошли руки реставраторов: не слишком уютные подвалы театра и помещения под его крышей, в которых под деревянными мостками можно застать мечущихся в поисках пропитания крыс, явно нуждаются в продолжении ремонта. Днем состоялось открытие выставки «Театр прославленных мастеров» в Мраморном дворце Русского музея. Экспозиция достойно представляла весьма разрозненные экспонаты театральной истории: от живописных и скульптурных портретов актеров до огромного количества открыток и фотографий. Обращали на себя внимание гипсовый бюст архитектора Росси работы скульптора Пименова, два эскиза Гонзаго к неизвестным спектаклям и зрительские бинокли, трубки и лорнеты разного времени. Петербургская театральная библиотека, также в эти дни справляющая, хотя и гораздо более скромно, свой юбилей, разместила в одном из залов экспонаты из собственной уникальной коллекции. Фонды этой библиотеки, не имеющей по культурной значимости себе равных, были достойно представлены двумя рукописями Чехова, автографами Мейерхольда, Лифаря и Дягилева, монтировочными, ходовыми режиссерскими и суфлерскими экземплярами пьес, а также книгами из коллекции директора Императорских театров Всеволожского и уникальнейшей коллекцией французской драматургии князя Лобанова– Ростовского. «Живые» персонажи театральной истории на этой выставке переходили из зала в зал: худрук БДТ актер Кирилл Лавров, худрук ТЮЗа режиссер Григорий Козлов и сам Валерий Фокин, концептуально и надолго задержавшийся в Мейерхольдовском зале. За час до начала торжественной церемонии в галерее третьего яруса Александринского театра можно было осмотреть схожий по экспонатам, но абсолютно иной по концепции Музей русской драмы. Публика поднималась туда на новеньком, встроенном в россиевские стены, огромном (на 24 персоны) лифте. Концепция выставки была весьма патриотична: по определению заместителя директора театра по научно-литературной части профессора Александра Чепурова, «актеры играют русскую историю от боярских времен до советской эпохи» – и, в первую очередь, основана на демонстрации костюмов, мебели и бутафории, а уж затем «подтверждена» привычными в подобных экспозициях эскизами, фотографиями и гравюрами. Мало того, что все экспонаты этого музея абсолютно уникальны, они еще никогда и нигде не выставлялись в таком колоссальном объеме. «Свидетелями» театральной истории выступали костюмы – Николая Черкасова в роли Ивана Грозного, Бруно Фрейндлиха в роли Гамлета, Игоря Горбачева в роли Чичикова. Торжественная церемония открытия исторического здания Александринского театра началась с опозданием где-то на четверть часа и была, как и обещал художественный руководитель театра Валерий Фокин, весьма нестандартной: «ни в коем случае не со столом, креслами, речами и «адресами». Режиссер Андрей Могучий, как всегда, сочинил нечто удивительное: стремительное мультимедийное театральное действие минут на сорок, главными актерами которого стали Николай Мартон, Алексей Девотченко и Алексей Гориболь (в роли дирижера за роялем, «присматривающего» за исполнением музыки Леонида Десятникова), с изумительным по красоте визуальным рядом художника Александра Шишкина (см.фото), с элементами цирка, оперы, балета, роговой капеллой, военным духовым оркестром и даже блистательной актерской работой директора Большого театра Анатолия Иксанова. Он открывал череду поздравлений от бывших Императорских театров – Большого, Мариинского и Малого: как фокусник появившись из большого черного куба с зеркальными изнутри стенами, г- н Иксанов предложил «объединиться в товарищество бывших Императорских театров и по-семейному дружить домами», напомнив, что года через два и Большой откроется после реставрации, «вы успели раньше, так вы и старше, зато мы дороже». Зал взрывом аплодисментов и смеха оценил шутку по достоинству. Еще он подарил театру вазу ЛФЗ (тоже бывшего Императорского) с поздравительным адресом и дуэт из оперы «Евгений Онегин» в исполнении певиц Большого театра Елены Зеленской и Ирины Долженко. Валерий Гергиев сам на церемонии присутствовать не смог, зато удостоил аудиторию видеообращением, транслировавшимся как на маленьком телеэкране, так и на огромном заднике сцены и «вмонтированным» в течение действия. Когда он выразил надежду на то, что «лучшие страницы истории театра будут написаны молодыми» и пожелал всем «ни пуха, ни пера», молодежь театра дружно и радостно послала его «к черту». Когда еще представится такая возможность? А в завершении поздравления солисты Мариинского театра Дарья Павленко и Адриан Фадеев исполнили классическое адажио из балета «Щелкунчик». От Малого театра выступал Юрий Соломин в «обрамлении» Элины Быстрицкой и Ирины Муравьевой: они произнесли довольно архаичную и не слишком остроумную, по сравнению с предыдущими ораторами, поздравительную оду. Впрочем, на то они и Малый театр. Время официальных речей пришло в финале церемонии. Полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов зачитал поздравление Владимира Путина: «Отрадно, что вы бережно храните и приумножаете богатейшие традиции русской драматической школы, воспитываете у публики любовь к настоящему искусству», – говорилось в нем в частности. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, справедливо назвав Александринский театр «чудом архитектуры», тоже процитировала слова Президента Путина о том, что «надо воспользоваться этим юбилеем как поводом, чтобы задуматься о месте театра в нашей стране». Кстати сказать, сам Президент, вопреки ожиданиям всех присутствующих, на церемонии отсутствовал. А руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой между прочим посетовал на недопонимание обществом роли государственного театра в деле самоопределении нации. Как всегда, самое интересное на церемонии наступило по ее завершении. Когда публика, лениво перебрасываясь репликами и осматривая окружающий театральный ландшафт, в котором директор Эрмитажа Михаил Пиотровский соседствовал с руководителем МХТ Олегом Табаковым, стала плавно «вытекать» в сторону праздничного банкета, в партере появились руководитель МДТ – Театра Европы Лев Додин и актриса Татьяна Шестакова. Додин подошел к кромке лож бенуара и чисто автоматически протянул вверх руку, потрогав свисающую над головой зрителей красную ткань, похоже, на ощупь она была столь же великолепна, как и в целом вся отреставрированная Александринка. И как-то сразу все услышанные на этом праздничном вечере славословия в адрес Валерия Фокина, «под руководством которого, – как пожелала г-жа губернатор, – Александринский театр станет первым театром России», отошли на второй план: отреставрированный театр – это еще не созданный театр. |
|
Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024 |