Выставка "Монгол. Две реальности" Александра Забрина открылась в Московском музее современного искусства
"Монгол. Две реальности" - название серии фотографий Александра Забрина, созданной на съемочной площадке фильма Сергея Бодрова-старшего "Монгол". Фильм снимался более двух лет; над его производством работали специалисты из России, Казахстана, Германии, США, Японии и Китая. В основу сценария картины легли исторические исследования Льва Гумилева. На выставке в Московском музее современного искусства представлено более 110 цветных фотографий Александра Забрина. Экспозиция включает в себя два принципиальных раздела: в первый из них вошли снимки, фиксирующие отдельные сцены фильма, во втором демонстрируются рабочие моменты киносъемок. Первый раздел экспозиции погружает зрителя в реальность исторической среды XII столетия, великолепно воссозданной на съемочной площадке главным художником картины Даши Намдаковым. Фотографии Забрина вызывают в памяти произведения знаменитого русского баталиста Василия Верещагина, с ними их роднит документальная объективность и тщательность фиксации образа, интенсивность цветовых соотношений, их психологическая напряженность, общая суровая и вневременная патетика в трактовке исторического события. Забрина не всегда интересуют сюжетные перипетии фильма: он не забывает снять кадры с массовкой, концентрирует свое внимание на передаче необычных световых эффектов. Не скованный общим смысловым контекстом фильма, фотограф выбирает множество индивидуальных, не попадающих в объектив кинокамеры ракурсов. На этих снимках Забрина нет и намека на современную бытовую обстановку на съемочной площадке - зритель не обнаружит в них никаких следов "кинокухни". Все это, по словам фотографа Георгия Колосова, "заставляет думать: не прокатился ли их автор втихую на машине времени?". Во втором разделе экспозиции представлены фотографии, на которых запечатлен развернувшийся на съемочной площадке рабочий процесс - то, что происходило "за кадром". Александр Забрин - известный московский фотограф, участник многих отечественных и международных выставок, в том числе персональных. С 1980-го по 2000 год руководил фотолабораторией художественного факультета Московского полиграфического института. Многие годы Забрин был известен преимущественно как документалист советской и постсоветской джаз-сцены. Его фотографиями была проиллюстрирована знаменитая книга "Советский джаз" (1987). Одним из его последних на настоящий момент крупных проектов стала выставка "Прогулка по московским колумбариям" в Московском музее современного искусства. Выставка осуществлена благодаря компании "Кодак" и фотолаборатории "СВЕГ".
|