|
Первый русский импрессионист
05.12.2001. Выдающийся русский художник Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) родился ровно 140 лет назад. Живописец редкого и многогранного дарования, он создал множество замечательных пейзажей и натюрмортов, портретов современников - представителей московского купечества и творческой интеллигенции, - эскизов костюмов и декораций к театральным постановкам. Среди самых известных работ Коровина - "Северная идиллия" и "Испанки у балкона", "Черемуха" и "Розы и фиалки", "Кафе в Ялте", "Бумажные фонари", многочисленные портреты Федора Шаляпина - друга и единомышленника. Автор пейзажей "Зимой", "На юге" и "Париж ночью" овладевал секретами работы на пленэре вместе с великим пейзажистом Исааком Левитаном, а вскоре ввел в русскую живопись понятие "этюдность": он сделал правилом живую передачу натурных впечатлений, дышащий и "незализанный", будто незавершенный холст. Наследие художника велико и значимо: он не был бы забыт, если б остался только сценографом. В 1885 году он начал работать в Московской частной опере Саввы Мамонтова ("Снегурочка", "Псковитянка", "Аида", "Фауст"). С 1900 года Коровин уже художник-оформитель Московской конторы императорских театров, с 1910 - главный декоратор и художник-консультант Императорских театров Москвы и Петербурга. Он оформил более ста спектаклей Большого и Мариинского театров, включая "Русалку", "Демона", "Жизнь за царя", "Руслана и Людмилу". В историю искусства Коровин вошел прежде всего как "первый русский импрессионист" и причислен к тем, на чью долю выпала миссия осуществить переход к искусству ХХ века. В случае Коровина это был именно плавный переход, а не рывок: 14-летним юношей поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал любимым учеником Василия Поленова, художник сразу увлекся импрессионизмом. Приверженность этому, безусловно, революционному для тогдашней России направлению он сохранил до конца творческого пути.
|