|
В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка "Обнаженная натура. ХХ век"
Жанр "ню" обычно беспроигрышен с позиций привлечения зрительского интереса. Тем более, на выставке представлены многие громкие имена художников: Константина Юона, Зинаиды Серебряковой, Роберта Фалька, Александра Лабаса, Дмитрия Краснопевцева, Татьяны Назаренко. Широкий список авторов и большой хронологический диапазон - весь ХХ век - должны обеспечивать зрелищу не только занимательность, но и некоторый исследовательский аспект. Обнаженная натура - не просто жанр живописи, но и символ мирового искусства. На протяжении всей истории человечества величайшие художники всех эпох воспевали красоту обнаженного тела. Разумеется, Россия будучи частью мировой художественной культуры породила целую плеяду выдающихся живописцев, работавших в жанре обнаженной натуры. Лучшие русские музеи укарашают работы К.Брюллова, А.Иванова, А.Венецианова, Г.Семирадского, К.Маковского и других мастеров XIX века. Но наибольший интерес в этой связи представляет ХХ век, который стал переломным не только в истории России, но и в ее художественной жизни. Все основные художественные течения Запада (постимпрессионизм, символизм, абстракционизм, кубизм) нашли свое преломление в творчестве русских мастеров прошлого века, существуя параллельно с официальной советской живописью. В начале века наряду с академическими, салонными живописцами, продолжателями традиций русской школы XIX века стали появляться художники-новаторы, изучавшие живопись во Франции и Италии и стремившиеся к поиску новых форм, в том числе и в жанре ню. Подлинные шедевры русской живописи были созданы в это время П.Кончаловским, З.Серебряковой, Б.Кустодиевым, К.Петровым-Водкиным, Н.Фешиным, И.Машковым. В 1920-1930-е годы под влиянием конструктивизма и новых художественных течений, бурно разросшихся в это время, создают неповторимые произведения в жанре обнаженной натуры А.Лентулов, А.Лабас, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Древин, Н.Удальцова. Даже признанные советским искусством мастера, посвятившие свой талант идеологии, не пренебрегали жанром обнаженной натуры. Работы А.Дейнеки, А.Пластова, С.Герасимова в этом жанре давно вошли в золотой фонд отечественной живописи. В то же время творившие в андеграунде художники, несмотря на железный занавес, продолжали следить за веяниями Запада, вызывая своим творчеством восхищение у приезжавших в Москву иностранцев и соотечественников, приобщившихся к миру неофициального искусства. А.Фонвизин, Р.Фальк, а позднее А.Зверев, В.Ситников, В.Вейсберг, Д.Краснопевцев создавали собственный художественный мир, не ограниченный рамками соцреализма. Их эксперименты с обнаженной натурой и сегодня продолжают удивлять своеобразием и оригинальностью.
|