|
Возвращение Анны Старицкой в Россию
18.10.01. В Мраморном дворце Государственного Русского музея в рамках цикла “Русские художники в Париже” проходит выставка Анны Старицкой (1911-1981). На выставке представлены 45 абстрактных произведений художницы, выполненных в 1950-1970-е годы в технике живописи, графикии и коллажа. Все они происходят из архива Жана Клода Маркадэ - известного французского искусствоведа и друга семьи Старицкой. На открытии выставки перед зрителями и прессой вступили Евгения Петрова и сам Жан Клод Маркадэ, который ...
18.10.01. В Мраморном дворце Государственного Русского музея в рамках цикла “Русские художники в Париже” проходит выставка Анны Старицкой (1911-1981). На выставке представлены 45 абстрактных произведений художницы, выполненных в 1950-1970-е годы в технике живописи, графикии и коллажа. Все они происходят из архива Жана Клода Маркадэ - известного французского искусствоведа и друга семьи Старицкой. На открытии выставки перед зрителями и прессой вступили Евгения Петрова и сам Жан Клод Маркадэ, который, как оказалось, отлично знает русский язык (причиной чему - русская жена и длительное общение со знатоком русского авангарда Евгением Ковтуном). Вот что рассказал Жан Клод Маркадэ. Анна Старицкая родилась в Полтаве, училась в России и Болгарии, а с 1925 года оказалась в эмиграции, где прожила всю жизнь. До войны - тогда она жила в Брюсселе - Старицкая специализировалась в области иллюстрации и рекламы, работала как дизайнер в ряде типографий. Ее художественные произведения тех лет были выполнены еще в старой стилистике “Мира искусства”. После окончания войны (три с половиной месяца которой она провела в брюссельской тюрьме) художница некоторое время жила в Ницце, где в это время работала группа художников - “новых реалистов” - названных позднее “Ниццкой школой”. Среди них были Ив Кляйн, Арман, Сезар и другие художники, которых объединяла “эстетика отбросов”. Знакомство с ними впоследствии отразилось в обращении Старицкой к старым вещам, отработанным материалам и случайно обнаруженным предметам (например, на берегу моря после отлива), а также в работе с фактурой разных материалов в технике коллажа. Переезд в Париж в 1952 году становится рубиконом и в творчестве художницы - она решительно обращается к абстракции и начинает работать в свободной, яркой и экспрессивной манере (рождающей часто ассоциации с американским абстрактным экспрессионизмом). В эти годы художница одинаково активно и успешно работает в масляной живописи, создает поэмы-объекты, совершенствует технику коллажа, гравирует на цинке, меди, камне, линолеуме, оформляет поэтические сборники для свои друзей, рисует пером, занимается обработкой дерева... В 1970-е годы - последнее десятилетие жизни художницы - в ее творчестве начинает доминировать тема демонов, колдунов, духов и других персонажей древнеславянской мифологии, получивших у художницы смутные, неопределенные, трудноуловимые очертания. Такой сплав элементов “русского стиля” (восходящий к прежнему увлечению “Миром искусства”) и абстрактного экспрессионизма рождает неповторимый и оригинальный стиль Анны Старицкой. Эти абстрактные произведения можно увидеть на выставке в Мраморном дворце, которая продлится в течение месяца.
|