|
"Квадратный мир" в Русском музее
"Черный квадрат" - для одних великое и потому бессмертное произведение искусства. Икона ХХ века. Для других - пример удачной аферы в духе Остапа Бендера. Для иных же - вовсе преступление против искусства. Выставка "Приключения Черного квадрата", которая ожидает посетителей Русского музея в корпусе Бенуа, будет интересна поклонникам каждой из вышеописанных и не описанных точек зрения. Цель проекта "проследить линию жизни созданного Казимиром Малевичем произведения в искусстве ХХ века". Как оказалось, "Черный квадрат" - квинтэссенция идеи нефигуративной живописи - сам стал культовой фигурой для мастеров современного изобразительного искусства. Правда, чтобы задуматься/удивиться/порадоваться данному историко-художественному парадоксу посетителю сначала надо прийти в себя после столкновения с "квадратным миром". Здесь своя мебель, одежда, деньги, дома, природа. Неизменно отмеченные изображением "Черного квадрата", а иногда и образом его творца. Квадраты (и не только черные) здесь повсюду: на полу, на стенах, на потолке. Они мутируют, превращаясь в кубы, круги, параллелепипеды... Множатся и меняют цвета. Появляются в самых неожиданных местах. Так что главным приключением для посетителя экспозиции становится поиск того самого - настоящего - "Черного квадрата" Малевича. Которых на выставке... три. Из коллекции Русского музея, собрания Третьяковской галереи и Эрмитажа. Наиболее ценный не приехавший на выставку - второй "Квадрат", датирующийся 1915 годом, находится в собрании Третьяковки. Первый не сохранился. От мастера не отставали и его ученики, которые также неоднократно копировали знаменитое полотно. Современные художники на изготовлении копий не останавливаются. Сегодня "Черный квадрат" перестал быть холстом, укрытым черной краской. Как оказалось, его можно делать из дерева, фанеры, керамики. Набирать из монет, ткани, насекомых. Благодаря усилиям мастеров ХХ - ХХI столетий, описанные выше и ниже удивительные метаморфозы произошли и происходят не только с "Квадратом" Малевича, но и с другими произведениями искусства. Так, например, "Квадрат" появился на полотнах Иванова и Сурикова. "Прописался" на телах художников века XXI. Обрел крышу (деревянную, в русском стиле). Оброс поганками. Был вскопан в знаменитом круглом дворе Академии художеств и засеян морковными "семенами авангарда". Стал героем комикса. И даже был удостоен траурного венка. Выставка подтвердила, что количество возможных интерпретаций "Квадрата" максимально приближено к бесконечности. И то, что его экстраординарный лаконизм будет еще долгое время возбуждать в художниках желание поэкспериментировать с черной первоформой. Но в первую очередь для зрителей данная выставка может стать увлекательным путешествием в один из самых загадочных мифов мира искусства ХХ века. Возможно, кто-то решится присоединиться к "квадратным" мифотворцам. И воспользуется присутствующей на выставке инструкцией по изготовлению "Черного квадрата". Тогда одним словом в легенде "о квадрате" станет больше.
|