|
В Петербурге, в Государственном центре фотографии, в пятницу откроется ретроспективная выставка известного фотографа Сергея Фалина
Сергей Фалин первый свой фотоаппарат "Смена" приобрел в 14 лет. В 9-м классе он поступил в самый известный и самый многочисленный (около 600 членов) фотоклуб города в Выборгском Дворце культуры, где познакомился с Леонидом Богдановым, который руководил в то время детским фотокружком в ДК пищевиков. Богданов оборудовал прекрасную фотолабораторию, и его друзья - Борис Смелов, Борис Кудряков и многие другие - нередко печатали здесь свои фотографии, приходили пообщаться, показать свои работы, посмотреть фото других. Это был в течение многих лет своеобразный центр неофициальной фотографии. Сергей Фалин вошел в этот круг молодых талантливых фотографов, которые в скором времени станут ведущими фигурами ленинградского фотоандеграунда. После армии в 1976-м Сергей Фалин проводит две фото выставки в Выборгском ДК: одну персональную, другую - совместно с Леонидом Богдановым. В то время это называлось "творческие отчеты". Следующая персональная выставка в 1980 году была проведена в Театральном институте и отличалась авангардным дизайном. Ее соавтором был сокурсник Фалина по Институту культуры Энвер Байкеев. Сергей Фалин подготовил для выставки фотографии, а Энвер придумал способ подачи: с помощью системы нитей фотографии были размещены таким образом, что каждая из них занимала особую плоскость в пространстве. И фотографии и их подача были столь неординарны, что эту выставку можно считать одной из самых необычных и интересных в Ленинграде. С начала 1970-х Сергей Фалин делает не только прямую фотографию, но и бесконечно экспериментирует. Он использует при печати сенситограмму (контактный способ), мягкую сетку, монтаж двух негативов и т.д. Например, на выставке "Магия превращения" (1986) он представил 200 работ, в которых использовал соляризацию на рефлексной бумаге. Сергей Фалин снимал всё - репортаж, город, натюрморт, обнаженную натуру. И в каждом жанре он находил свою нишу. Город Сергей Фалин снимал во все времена года и в различное время суток. Но уже в пейзажах Сергей начинает экспериментировать с изображением, с помощью мягкой сетки смягчает контуры домов и деревьев, добиваясь ирреальной прозрачности или, наоборот, утемняя предметы, доводит изображение до экспрессивной тревожности. Стремление уйти от однозначности, одномерности "прочтения" приводят Фалина к монтажу нескольких негативов в одном позитиве. Наиболее впечатляющих результатов в своих экспериментах Сергей добился в работе над обнаженной натурой. Он снимал одну и ту же натуру, чуть-чуть меняя позу, а затем два близких по композиции негатива совмещал в одном позитиве. Фигура женщины на фотографии слегка двоится и вибрирует, при этом вся окружающая ее обстановка остается стабильной и вполне нормальной - сюрреалистический сон или наркотический транс. В настоящее время, используя технику коллажа, Фалин делает работы, в которых совмещает живопись маслом, графику и фотографию.
|