|
Пути армейского театра
В Театре Российской Армии собрались за «круглым столом» начальники и главные режиссеры армейских и флотских театров России. На встрече присутствовали представители Главного управления по воспитательной работе Вооруженных сил РФ, главные редакторы журналов «Современная драматургия», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар,10». Серьезный, конструктивный разговор о судьбе армейских театральных коллективов (почти все они отметили уже 70 лет со дня рождения!) шел на протяжении нескольких часов. Да, конечно ...
В Театре Российской Армии собрались за «круглым столом» начальники и главные режиссеры армейских и флотских театров России. На встрече присутствовали представители Главного управления по воспитательной работе Вооруженных сил РФ, главные редакторы журналов «Современная драматургия», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар,10». Серьезный, конструктивный разговор о судьбе армейских театральных коллективов (почти все они отметили уже 70 лет со дня рождения!) шел на протяжении нескольких часов. Да, конечно, эти театры – театры особой судьбы: призванные к военно-патриотической, воспитательной работе, они тем не менее, как и все другие драматические театры, хотят завоевывать своего собственного зрителя – современного молодого человека, который будет задумываться о том, о чем говорят со сцены, будет испытывать те же чувства, что и герои пьес. Первым начал разговор главный режиссер Центрального Российского Театра Армии Борис Морозов – казалось бы, он говорил только о своем театре, о репертуаре последних нескольких сезонов, но его яркая, эмоциональная речь была проникнута общими идеями, главной из которых была идея утраченной нравственности, поиска духовности нового времени. И по мере того, как к разговору подключались руководители театров, высокие участники «круглого стола» из Главного управления, становилось ясно, что проблемы, поднятые Борисом Морозовым, сегодня являются не просто очень важными, а подобны тем «проклятым вопросам», которыми задавались герои Ф.М.Достоевского: не разрешив их, просто нельзя идти дальше… Каким должен быть репертуар сегодняшних театров армии и флота? Чем должны они отличаться от городских и областных драматических театров, где «гонят» низкопробную западную драматургию, отупляя зрителя ничуть не меньше соответствующих телевизионных передач? Можно ли сегодня увлечь молодых зрителей идеями чести, достоинства, славы, любви к Отечеству? Эти вопросы лишь на первый взгляд могут показаться безнадежными и риторическими. Многие из театров ищут и находят свой, только свой репертуар, как, например, нашли в Дальневосточном театре «Сашку» В.Кондратьева, соединив текст с неизвестным музыкальным циклом М.Таривердиева. Как почти случайно «напали» в Театре Балтийского флота на драматургию Бориса Вахтина. Конечно, одной из бед этих театров (как и периферийных театров вообще) является отсутствие информации, невозможность выбираться на российские фестивали, показывать свое творчество и смотреть на творчество своих коллег. Но это, как заверило высокое начальство, проблема вполне разрешимая – на базе Центрального Театра Российской Армии можно проводить фестиваль военных театров с соответствующей военно-патриотической тематикой. А обнаружить эту тематику совсем не так уж и трудно – честь русского воинства воспевалась на протяжении многих веков в отечественной литературе. Обратился же Борис Морозов, не дожидаясь свежей пьесы об армии, к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого – и получился спектакль сильный, наполненный любовью к Родине и желанием подвига и славы, что так понятно молодым зрителям!.. Впервые за два года смогли собраться руководители этих театров особой судьбы в Москве, и эта встреча была отнюдь не «галочным» мероприятием – достаточно было услышать, с какой невымышленной заинтересованностью, с каким знанием театров, их репертуара, их реальных забот говорил Николай Иванович Резник – генерал, начальник Главного управления. Будем надеяться, что эта встреча продолжится фестивалем, приездом того или иного театра в Москву, а главное – просто живыми человеческими связями, которые завязались в Центральном театре Российской Армии, созданном некогда Алексеем Дмитриевичем Поповым для воспитания, просвещения, процветания идей неплакатного, а истинного гуманизма.
|