|
Художественный музей Саратова превратился в театральный
В музее им. Радищева проходит выставка "Художник в театре", представляющая разнообразные работы сценографов за период с конца 40-х годов прошлого века и по сегодняшний день. Многим театралам памятна замечательная выставка 1988 года, где экспонировалась значительная часть музейного собрания театрально-декорационного искусства, и эскизы сценического оформления крупнейших мастеров начала прошлого века - Головина, Судейкина, Сапунова и многих других - демонстрировались вместе с работами современных саратовски ...
В музее им. Радищева проходит выставка "Художник в театре", представляющая разнообразные работы сценографов за период с конца 40-х годов прошлого века и по сегодняшний день. Многим театралам памятна замечательная выставка 1988 года, где экспонировалась значительная часть музейного собрания театрально-декорационного искусства, и эскизы сценического оформления крупнейших мастеров начала прошлого века - Головина, Судейкина, Сапунова и многих других - демонстрировались вместе с работами современных саратовских сценографов. На этот раз на выставке можно увидеть произведения только художников Саратова и области, дающие развернутое представление об этой важной и необыкновенно разнообразной отрасли театральной деятельности. Посетителям музея предложено познакомиться не только с традиционно запечатленными на холсте идеями и замыслами художников, но и интереснейшими деталями, исполненными бутафорами и декораторами, мастерами по изготовлению париков, костюмов, кукол, реквизита - всего, что имеет самое прямое отношение к созданию образа спектакля. Видимо, автор идеи экспозиции Сергей Болдырев, куратор Руфина Тараканова, авторы концепции Елена Слухаева, Сергей Болдырев и Ольга Герр задумали не столько разъять целые сценарии на части, сколько собрать в сознании зрителя множественность составляющих спектаклей в единую творческую картину. Потому очень интересную часть выставки составили живописные работы сценографов, к конкретным постановкам отношения не имеющие, но позволяющие очень точно определить разнообразие художественных манер и подходов. Очень интересно разглядывать макеты спектаклей, во все времена воспринимающиеся как маленькие модели мира со своей обязательной микросредой и макрофилософией. Хорошо, что на выставке их много, потому что память о спектакле, хранящаяся в макете, - это нечто особое. Где-то очень близко, рядом с ним оживают, например, легендарный тюзовский "Колбаска, Боцман и другие" (художник Р. Акопов) или "Макбет" академического театра драмы. Замечательно, что художник Станислав Шавловский, привезший его из Владимира специально для этой экспозиции, не использовал привычный подмакетник, а оставил шекспировскую историю вне театральной коробочки, открытой, что помогает воспринимать и острее, и эмоциональнее. Думаем, что одним из самых удивительных итогов посещения выставки - ощущение от работы мастеров - Николая Глинского, Анисима Аредакова, Николая Архангельского, Анатолия Крюкова - вы словно побывали на "Тристане и Изольде" в тюзе, "Русских людях" или "Без вины виноватых" в драме, "Иване Сусанине" в опере. Эскизы декораций здесь создают впечатление живого присутствия - так щедро и умело переданы художниками образ и атмосфера самих спектаклей. Как и рисунки с приложениями костюмов, предназначавшихся конкретно для Келлера, Степуриной, Муратовой или Банникова. Отдельного подробного разговора достойны завораживающие кинетические объекты Сергея Петрова, играющие в спектакле "Когда пройдет пять лет" театра АТХ, застывшие резными витражами фрагменты "Сказки о рыбаке и рыбке" Василия Черевкова в его театре теней, концептуальные и сумрачные афиши Михаила Гаврюшова или пленительно талантливые куклы Юрия Юрасова. На выставке "Художник в театре" экспонируется более 200 произведений. Можно, наверное, назвать сегодня больше имен. Но нам кажется более важным поддержать идею создания в городе театрального музея, о которой снова и снова говорил на открытии экспозиции председатель Саратовского отделения Союза театральных деятелей России, директор академического тюза Киселева Валерий Райков. Проходящий в музее имени Радищева вернисаж - самое лучшее и достойное тому подтверждение.
|