|
Завершился VII Международный фестиваль искусств имени А. Сахарова
К своему двойному юбилею фестиваль подошел во всеоружии. Все-таки десять лет, как существует этот проект, и сорок - с момента организации первого в Союзе музыкального фестиваля. Ставка делалась на громкие имена, знаковые фигуры, благодаря которым из года в год поддерживается надлежащий фестивальный масштаб. В Нижний Новгород опять приезжали Юрий Башмет и его "Солисты Москвы", по традиции участвующие в церемонии открытия, квартет имени Бородина, Николай Петров, Саулюс Сондецкис, Сергей Накаряков ...
К своему двойному юбилею фестиваль подошел во всеоружии. Все-таки десять лет, как существует этот проект, и сорок - с момента организации первого в Союзе музыкального фестиваля. Ставка делалась на громкие имена, знаковые фигуры, благодаря которым из года в год поддерживается надлежащий фестивальный масштаб. В Нижний Новгород опять приезжали Юрий Башмет и его "Солисты Москвы", по традиции участвующие в церемонии открытия, квартет имени Бородина, Николай Петров, Саулюс Сондецкис, Сергей Накаряков, Константин Райкин с "Сатириконом", Сергей Юрский. Как сказал один из художественных руководителей фестиваля Валентин Берлинский, Сахаровский фестиваль "стал очень значительным музыкальным событием не только для Нижнего и России, но и для всего музыкального мира. Участие в нем - это большая честь для любого музыканта из любой страны мира". Отдельная фигура и особый символ фестиваля - Мстислав Ростропович, 75-летию которого был посвящен заключительный вечер. Впрочем, маэстро, прибывший в Нижний с Галиной Вишневской, не только присутствовал на концерте. Уступив просьбе художественного руководителя фестиваля Ольги Томиной, музыкант-легенда, чья дирижерская деятельность началась с нижегородской сцены, встал за пульт и продирижировал "Праздничной увертюрой" Шостаковича. При таком составе участников уровень исполнения был довольно ровен. Нижегородский симфонический оркестр (главный дирижер Александр Скульский) тоже почти всегда смотрелся неплохо. Возможно, причина тому - в недавней поездке на фестиваль в Брюссель, а возможно, в том, что оркестр часто попадал в хорошие руки. Казалось бы, что нового можно сказать в Четвертой симфонии Чайковского? А оркестр под управлением Саулюса Сондецкиса смог и сказал, наполнив музыку до самых последних аккордов невероятной энергией и титаническим напряжением. Привлекая на фестивальную орбиту звезд, организаторы не забыли и местных музыкантов. Альтист Даниил Гришин, ставший полтора года назад лауреатом IV конкурса Юрия Башмета, музицировал вместе с квартетом Бородина и нидерландским виолончелистом Стефаном Метцем. А как разнообразно Нижний Новгород был представлен на заключительном концерте... Но в основном фестиваль шел по традиционной схеме (если не считать того, что в этом году он оказался почти в два раза длиннее). Четкой концепции у него по-прежнему не было, но теперь, правда, появилась серия отдельных тематических концертов. Сергей и Юлия Стадлер сыграли все скрипичные сонаты Бетховена; пианист Даниил Крамер на целый вечер устроил "Триумф джаза"; камерный оркестр имени Иоганна Штрауса из Линца, в меру утонченно исполнив венские вальсы и музыку современных австрийских композиторов, погрузился в атмосферу салонного музицирования; "французским" стал вечер, в котором Франсуаза Полле пела монооперу Пуленка "Человеческий голос". Самыми стройными и продуманными оказались программы пианистов Алексея Любимова и Ивана Соколова ("В диалоге с Моцартом", контрастное сочетание музыки венского классика и опусов XX века) и эстонского ансамбля старинной музыки "Хортус Музикус". Исполнители выстроили свои программы таким образом, что те воспринимались как цельные, самостоятельные сочинения. Видимо, эмпирическое составление репертуара отходит в прошлое. Сейчас время тонкой игры, в результате которой возникает "мерцание смыслов", время парадоксальных сопоставлений, разбивающих прежние стереотипы восприятия и возвращающих заслушанным произведениям первозданную свежесть.
|