|
Областная выставка Томского отделения Союза художников России
Открытия областной, 33-й по счету, выставки отделения Союза художников РФ в Томске ждали три года. Она собрала более 250 живописных полотен и около двух десятков скульптурных работ почти сотни авторов. Не только членов Союза, но и недавних выпускников художественных училищ и архитектурного факультета ТГАСУ. Как и подобает подобным выставкам, нынешняя явила полифонию красок, жанров, стилей, направлений, тем и сюжетов. При всей неровности и неоднозначности работ, представленных в восьми залах областног ...
Открытия областной, 33-й по счету, выставки отделения Союза художников РФ в Томске ждали три года. Она собрала более 250 живописных полотен и около двух десятков скульптурных работ почти сотни авторов. Не только членов Союза, но и недавних выпускников художественных училищ и архитектурного факультета ТГАСУ. Как и подобает подобным выставкам, нынешняя явила полифонию красок, жанров, стилей, направлений, тем и сюжетов. При всей неровности и неоднозначности работ, представленных в восьми залах областного художественного музея, они позволяют говорить, что творческий отчет Союза - это новый, серьезный этап в жизни художественного Томска. Долгое время магистральное направление изобразительного искусства в Томске определяли «старики», они диктовали моду на реализм и традицию. Теперь они отходят на второй план. Из «аксакалов», которые по-прежнему демонстрируют верность своей теме и художественной манере, стоит назвать Геннадия Ламанова, Матвея Горбатенко, Василия Черемина. (По трагическому совпадению, Черемин умер на следующий день после открытия выставки). И хотя «стариков» по вполне естественным причинам стало меньше, Союз по-прежнему остается «возрастным». Мейнстрим художественной жизни определяет сегодня прежде всего среднее поколение. Интересные размышления о времени и о судьбе запечатлил в портретах «великих стариков» Сергей Павский, кстати, среди этой серии есть и замечательный портрет Василия Черемина. Графические листы Сергея Лазарева, приоткрывающего тайны верхнего и нижнего миров Северной Азии, потрясают не только высочайшей техникой исполнения, но и богатством, глубиной метафорического языка. С появлением в городе Рафо Асланяна и четы Коробейниковых томская тематическая палитра обогатилась притчевыми и социально-гротескными жанровыми картинами, а привычная серо-жемчужная и коричнево-зеленая гамма томских полотен расцветилась яркими и чистыми красками. Диптих «Птица зима» Татьяны Коробейниковой и «Богиня правосудия» Асланяна царицей красок делают белую, возводя ее в символ философского осмысления времени. Неожиданно сменили свои амплуа Клавдия Глазова и Елена Ашихмина: одна представила витраж, выполненные в домашних условиях, другая с традиционных для нее цветочных натюрмортов перешла к жанровым картинам. В непривычной для себя манере написал «Последний снег» Геннадий Понаркин. Эта выставка интересна и тем, что на ней представлены работы второго и даже третьего поколения томских художников. Привлекают внимание нежные акварели Юлия Попова, абстрактная, колористически насыщенная живопись Владимира Шабунина, скульптуры Антона Гнедых, графические листы Максима Дюсьметова, правда, папа в отличие от сына всегда работал только в прикладном искусстве. Всей семьей выставились Понаркины: Геннадий, Светлана и их сыновья – Иван и Сергей. Кстати, именно работы молодых, пожалуй, дают возможность с оптимизмом смотреть в завтрашний день. Мелкая пластика Ярославы Беспаловой, графика Михаила Сулейманова, живопись Юлии Астафуровой восхищают своим зрелым мастерством.
|