|
В челябинском издательстве «Библиотека А. Миллера» вышел словарь «Поэтические образы»
Составитель словаря, известный энтузиаст печатного слова Владлен Феркель, проанализировал творчество 219 русских поэтов ХХ века, выявил 960 образных «гнезд» и привел в своем словаре около трех с половиной тысяч стихотворных фрагментов.
Составитель словаря, известный энтузиаст печатного слова Владлен Феркель, проанализировал творчество 219 русских поэтов ХХ века, выявил 960 образных «гнезд» и привел в своем словаре около трех с половиной тысяч стихотворных фрагментов. Это уже второе издание уникального словаря, первое появилось два года назад и ознаменовало собой начало, как представляется, бесконечного процесса изучения образной системы в русской поэзии. Так что новое издание можно считать очередным отчетом о проделанной работе. Как и прежде, образы расположены в алфавитном порядке. При этом количество авторских определений того или иного понятия может быть разным. Более всего, по подсчетам Владлена Феркеля, стихотворцы рефлексируют на тему осени (приведено 73 отрывка). Менее всего _ о мотоциклах, скуке, сладкой жизни, насекомых, националистах, революции и многих других непоэтических вещах. Кроме того, что самих образов стало больше, в новой редакции словаря появились любопытные приложения. Например, диаграммы, иллюстрирующие частоты обращения поэтов к тем или иным «уровням» структуры образов. Уровней пять: Микрокосм (он же Человек), Коллективное сознание (язык, времяисчисление, мифология, искусство и т.п.), Ойкумена (обустроенный мир), Природа и Вселенная. Оказывается, русские поэты ХХ века чаще всего припадают душой к Природе (37 процентов всех образов), коллективному сознанию принадлежит лишь около 12 процентов поэтических раздумий. Справочный раздел также представляет всех рассмотренных авторов в алфавитном порядке, частоту их цитирования, алфавитный указатель собственно образных «гнезд» и иную полезную и любопытную информацию. Новое издание словаря предваряет фрагмент фундаментального труда челябинской поэтессы и руководителя «Литературной мастерской» Нины Ягодинцевой, в котором делается попытка философски подойти к самой механике возникновения в голове поэтов всяких интересных образов. Впрочем, сам составитель словаря на академизм не претендует, что дает ему право ставить рядом, к примеру, Иосифа Бродского и начинающего челябинского автора Костю Рубинского. Главным итогом работы должна стать популяризация поэзии как рода искусства. Владлен Феркель, заядлый читатель, не перестает восхищаться тем, как красиво мыслят люди, пишущие стихи.
|