|
О Доме-музее замолвите слово Это всегда особый мир. Дом, в котором живет музей и куда приходят люди, словно в гости к тому человеку, чьим именем назван музей. Дом-музей М.Н.Ермоловой - один из лучших. Один из многих филиалов Государственного музея имени А.А.Бахрушина. (А совсем недавно открыт еще один филиал, музей-квартира В.Н.Плучека, находится по соседству, на Б. Бронной). Трехэтажный особняк с мезонином, купленный в 1889 году мужем Ермоловой Н.Н.Шубинским, имеет давнюю и во многом таинственную историю. Его архитектор неизвестен, дом много раз перестраивался. Доподлинно известно, что его история восходит к концу XVIII века, и по времени его появление предшествовало застройке Тверского бульвара. Долгое время особняк был самым большим в ряду домов, уцелел от пожара в 1812 году (сгорел лишь флигель). А сейчас это оригинальное здание, уютно совмещающее в себе многие стили, и не сразу разглядишь за соседством огромных многоэтажек. Тверская,11. Здесь великая актриса прожила около 40 лет, полных личных тревог и блестящих творческих достижений. Здесь бывал в гостях цвет русской интеллигенции - выдающиеся писатели, артисты, знаменитые основатели МХТ, в который Ермолова даже намеревалась перейти, когда в Малом ей стало тесно и творчески неуютно. Но она не решилась на предательство театра, в кулисах которого выросла, на чьей сцене стала первой актрисой, о чем с детства не просто грезила, а была уверенна, несмотря на все запреты даже мечтать об этом. Сейчас обо всем этом рассказывают экспонаты, личные вещи и записи, подарки от истинно восхищенных поклонников. Много рукописных документов, приобретенных и бережно сохраненных А.А.Бахрушиным. Но ему не удалось бы это сделать, если бы педантичный и строгий отец Ермоловой, Николай Алексеевич, сам не сохранил бы свои записи и дневники. Не знал же он, что дочь станет великой, мог бы и выбросить, ведь сколько раз семья переезжала! Сейчас так никто не бережет вещи, тем более какие-то листочки. И, наверное, в будущем музеи будут другие, с высокими технологиями, электронными интерактивами. (И они уже появляются и бурно рекламируются!) Но никогда не устареет подлинная машина времени - мемориальный музей. Здесь все доподлинно и ни в каких инновациях не нуждается. Здесь живет человек, артист, а поскольку подлинных материалов очень много, нет необходимости обращаться к новейшим технологиям. И это надо ценить. Сам воздух дома-музея насыщен живой жизнью прошлого. Здесь, в Белом зале, М.Н.Ермолова в 1905 году позировала перед известным художником В.Серовым, получившим этот заказ в 1905 году от Общества художников. Только здесь, на Тверском,11, можно увидеть картину "Дебютантка" художника Леонида Пастернака! Ее в свое время купил А.А.Бахрушин у автора. В 1910-е ее высоко оценил Лев Толстой, побывавший на выставке передвижников. И сейчас картина впечатляет и составляет один из главных акцентов музея. Она составляет центр Дебютного зала. В нем экскурсовод повествует, как из неловкой, неперспективной воспитанницы при школе Малого театра родилась актриса. "Такой дебют бывает раз в сто, а то и более лет" - утверждали старые театралы. Шестнадцатилетнюю Машу Ермолову вызывали 20 раз. А дебютировала она по случаю: заболела актриса театра Гликерия Федотова. Н.Медведева, готовившая свой бенефис, вынуждена была срочно искать замену. Она рискнула пригласить воспитанницу, поверила в нее с первой репетиции, много репетировала, чувствуя, что перед ней редкий талант. Не было бы этого случая, возможно, не было бы великой актрисы... В этом году в феврале исполнилось 140 лет со дня этого события, которому был посвящен увлекательный тематический вечер с участием молодых артистов Малого и других театров. А сейчас в том самом мемориальном Белом зале, каждый день идут спектакли и концерты. Выступающие знают, что зал благословляет, и любят его. Любят его и зрители. "Театр в музейном интерьере", "Музыка в особняках", "Дети в доме М.Н.Ермоловой" - вот основные направления работы музея, которые преимущественно и привлекают посетителя. Для самых маленьких по субботам показывает спектакли кукольный театр "ТриЛика". У него большой, оригинальный репертуар - от К.Чуковского ("Мухина свадьба") до собственных переложений известных сказок по мотивам "Золушки", "Спящей красавицы" и многих других. Усилиями всего двух артистов (Елена Мартынова, Виктор Драгун) перед малышами разворачивается каждый раз бесконечно волшебный мир театра. Уже с конца лета в музей поступают звонки - начинается запись на новогодние елки. Это тоже одна из традиций дома. У М.Н.Ермоловой всегда отмечалось Рождество Христово, и приглашались дети. Когда же в доме появился внук Ермоловой - Коля, актриса сама принимала горячее участие в этом празднике. И сейчас елки проводятся весьма современно и очень популярны. Перед детьми каждый раз проходит небольшой спектакль, главное, что с их собственным участием. А после спектакля, каждый может свободно выступить, прочитать любимые стихи, спеть или сыграть. Не менее интересно в январе представление настоящего старинного Вертепа. В него также вовлечены все зрители, и интерес огромный. (Тот же театр двух актеров "ТриЛика".) "Взрослые" спектакли в доме - отдельная тема. Новейший из них - "Береника" по мотивам Ж.Расина (постановка М.Шмаевич). Старая пьеса великого классициста раскрывается здесь через современную пластику, неожиданные повороты. Молодежи очень нравится, она ходит. Заодно знакомится и с залами музея, театральной историей в лицах и уникальных вещах. Другая публика собирается еще на одну, пожалуй, самую любимую сотрудниками музея рубрику - "Мемуары мастера". Где еще вживую можно услышать рассказы о своей жизни П.Фоменко, названные режиссером загадочно - "Бывают странные сближенья"...или поучаствовать в "круглом столе" с И.Н.Соловьевой, доктором искусствоведческих наук, профессором, автором многих книг и статей о театре и кино. Остается только пожалеть, что "узок круг" активных посетителей музея. 18 апреля и 18 мая, в дни, когда отмечаются музейные праздники, он резко расширяется за счет бесплатного посещения. Но не входит творчество актрисы ни в какую школьную программу, отсюда - нечастые организованные экскурсии, что ставится музею в вину и на самом деле является большой проблемой. Если вы все же дойдете до старинных дверей дома, вас встретят две живущие здесь собаки - старая дворняжка Рыжка и подрастающий щенок Маклай, метис овчарки, подаренный в феврале Юрием Соломиным. Это тоже соблюдение традиций - у Ермоловой всегда жили собаки, правда, таксы. И заведующая музеем носит театральную фамилию - Островская. А это был самый любимый автор актрисы из отечественной драматургии. О нем здесь также немало материала. И все это, конечно, надо видеть своими глазами. И заходить сюда не только в Дни памятников и музеев. |
|
Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024 |