• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты





  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

    В «Другом театре» состоялась премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда. Перевод – Иосиф Бродский. Режиссер – Павел Сафонов. В ролях: Анатолий Белый, Евгений Стычкин, Григорий Сиятвинда и др.

    В «Другом театре» состоялась премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда. Перевод – Иосиф Бродский. Режиссер – Павел Сафонов. В ролях: Анатолий Белый, Евгений Стычкин, Григорий Сиятвинда и др.

    Трагикомедия Стоппарда – парафраз шекспировского «Гамлета», вернее, «Гамлет», вывернутый наизнанку. Мы видим хрестоматийный сюжет глазами двух второстепенных персонажей – приятелей Гамлета по университету Розенкранца и Гильденстерна. Их позвали, чтобы они по-дружески выведали у Гамлета причину его меланхолии. Они выполняют это поручение, потом соглашаются следить за Гамлетом и незаметно для себя становятся шпионами, потом – тюремщиками Гамлета, а потом погибают в результате сложной интриги, в которой они – лишь случайные жертвы.

    У Шекспира Розенкранц и Гильденстерн – предатели. У Стоппарда – несчастные люди, не понимающие, как они могли попасть в такой переплет, и не имеющие сил сопротивляться судьбе. Это два обычных, даже заурядных человека, – но только они выглядят нормальными людьми, все остальные персонажи шекспировской трагедии предстают одержимыми безумцами, занимающимися внутрисемейными «разборками», не смущаясь ничьим присутствием.

    Анатолий Белый и Евгений Стычкин блестяще ведут полуфилософский-полуклоунский диалог, жонглируют шутками и парадоксами, – и постепенно поднимают действие на уровень настоящей трагедии.

    Британец чешского происхождения Том Стоппард – крупнейший современный драматург. Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» написана им в 1966 г. Показанная в том же году на Эдинбургском фестивале, она имела огромный успех, а после того, как на следующий год ее сыграли в Лондонском Национальном театре, драматургия Стоппарда, как это принято говорить, «начала триумфальное шествие по подмосткам всего мира».

    Широкой публике Стоппард известен как автор сценария фильма «Влюбленный Шекспир», за который он получил сразу две награды – «Оскар» и «Золотой глобус» (вторая по престижности американская кинопремия). Снятый им самим по собственной пьесе фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» получил в 1990 году «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Заглавных героев в фильме сыграли Тим Рот и Гэри Олдмен, а предводителя бродячей труппы – Ричард Дрейфус.

    В Москве «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ставилась всего один раз – в 1990 г. в Театре им. В. Маяковского, режиссер Евгений Арье. Зато в 2007 году в РАМТе вышла трилогия «Берег утопии» – по одноименному драматургическому триптиху о России середины 19 века и ее героях – Белинском, Герцене, Огареве, Тургеневе, Бакунине.

    В конце 60-х пьесу Стоппарда перевел на русский Иосиф Бродский, ничего не знавший об авторе, но пораженный свободой, с которой тот обращался с героями самого Шекспира. С тех пор появилось много подобных пьес – «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, «Гамлет-машина» Х. Мюллера и даже «Гамлет. Версия» Б. Акунина, но стоппардовская остается в этом ряду первой. Во всех отношениях.

    Ну, и в заключение – сам автор о своем произведении:

    «Я не считаю, что «Розенкранц и Гильденстерн…» — это театр абсурда. В ней есть логика, рассказ идет последовательно, по прямой линии. Это скорее философская комедия».


    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

       

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024