|
Кирилл Серебренников представил симфоническую историю "Киже"
Премьера спектакля "Киже" Кирилла Серебренникова, в котором он выступил в трех ипостасях - автора пьесы, режиссера и художника, прошла на Малой сцене МХТ имени А.П.Чехова. "Это было непросто, но очень интересно, - говорит Кирилл Серебренников, - и стало возможным, благодаря дружеской и творческой атмосфере художественного театра, и талантливым людям - артистам, композитору, постановочной части и потрясающим МХТовским мастерам цехов, которые воплощали мои идеи в жизнь". Спектакль поставлен по рассказу "Подпоручик Киже" Юрия Тынянова - писателя, критика, историка литературы, который написал этот рассказ в 1927 году. Действие разворачивается во времена царствования Павла Первого. В донесении императору писарем была допущена ошибка, в результате которой один живой человек некто Синюхаев оказался мертвецом, а несуществующий Киже был осужден на каторгу в Сибирь, а потом был освобожден, получал повышение по службе, дослужился до чина генерала и был похоронен с почестями. "Это прекрасная литература, которая позволяет думать. А думать, чувствовать, разбираться в сложных проблемах, задавать себе вопросы - приятные и неприятные - надо и вчера, и сегодня, и завтра - каждый день в своей жизни", - объяснил выбор произведения для постановки режиссер. В пьесе Кирилл Серебренников помимо рассказа Юрия Тынянова использовал тексты историографа Николая Михайловича Карамзина, Канта, первые переводы пьесы Шекспира "Гамлет" - запрещенной при Павле Первом, которого называли русским Гамлетом, дневники, исторические, архивные документы. "Киже - это какая-то симфоническая история, это не драматический спектакль в чистом виде, - говорит Кирилл Серебренников. - Там всего две-три сцены решены в жанре драматического разговорного театра, а остальное - это движение, действие. Эти пластические образы очень непростые для артистов, которые старались этим овладеть. Многое рождалось в процессе репетиций, подчас с подачи артистов". Особо режиссер отметил роль музыки композитора Алексея Сюмака в этом спектакле: "Я не впервые встречаюсь в работе с этим талантливым замечательным композитором. И рад каждой новой возможности сотрудничать с ним. Мне кажется, это очень важный композитор для последующих десятилетий, автор, который нас еще будет удивлять и удивлять. Мы рады, что он пришел в драматический театр и не побоялся отдать свои ноты не профессиональным певцам, а драматическим артистам, которые старательно ее учили". На взгляд Кирилла Серебренникова, музыка Сюмака абсолютно современна, и в спектакле она создает еще один временной пласт.
|