|
Выставка "Петербургские архитекторы эпохи историзма" пройдет в Государственном музее А.С.Пушкина
В Государственном музее А.С.Пушкина открылась выставка "Петербургские архитекторы эпохи историзма. А.И.Штакеншнейдер, И.А.Монигетти, К.К.Рахау, М.Е.Месмахер". На выставке представлены работы известных петербургских зодчих середины и второй половины XIX века из собрания. Авторы великокняжеских дворцов и особняков знати, крупных общественных сооружений и жилых зданий, они оставили яркий след в архитектуре Петербурга эпохи историзма. Своим рождением историзм обязан романтическим веяньям, сформировавшим в общественном сознании представление о самобытности и самоценности каждой культуры. В 1830-е годы стилевое единообразие периода классицизма сменилось обращением к различным историческим прототипам: готике и национальному русскому стилю, ренессансу и барокко. Свободный выбор форм стал творческим кредо зодчих, а "многостилие" отличительным признаком архитектуры нового времени. Самой яркой фигурой в архитектуре ранней эклектики являлся Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 - 1865). Виртуозный интерпретатор барокко, ренессанса и античности, он создал в Петербурге ряд зданий, ставших неотъемлемой частью исторического центра города. Это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, Николаевский дворец на площади Труда, Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной и дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Среди работ мастера проекты оформления Старого и Малого Эрмитажей, загородные резиденции и павильоны в Петергофе и его окрестностях, где им было построено свыше 50 сооружений. В усадьбе герцогов Лейхтенбергских в Сергиевке Андрей Штакеншнейдер создал новый тип загородного дворца, используя новаторские приемы свободной планировки и живописной композиции разновысоких объемов. Придворные архитекторы, авторы крупных жилых и общественных сооружений, они являлись также блестящими декораторами своего времени и часто привлекались к внутренней отделке дворцов и аристократических особняков. Значительная часть представленных на выставке произведений относится к реконструкции Аничкова дворца на Невском проспекте, выполненной зодчими для наследника престола Александра Александровича (с 1881 года императора Александра III) и его супруги Марии Федоровны. Эти работы, осуществленные в 1870 - 80-е годы, отразили промежуточный этап проектирования хорошо известного петербургского памятника. Все проекты, исполненные в технике акварели, отличаются богатством и насыщенностью декора, яркой цветовой гаммой, тщательностью в прорисовке мельчайших деталей. Материалы выставки - около 100 работ проектной графики, дополненные видовыми литографиями середины XIX века, - дают возможность познакомиться с различными этапами петербургской архитектуры историзма и творчеством наиболее ярких ее представителей.
|