|
Голландский музей отдаст пять картин Малевича его наследникам
Наследники русского художника-абстракциониста Казимира Малевича и муниципалитет Амстердама достигли договоренности о принадлежности произведений живописца, оказавшихся конце 50-х годов прошлого века в Городском музее нидерландской столицы. Таким образом, завершилась длившаяся с 2001 года тяжба музея и наследников Малевича. Они оспаривали права музея на полотна, так как они были приобретены у человека, не имевшего права собственности на них. Согласно достигнутой договоренности, муниципалитет Амстердама возвратит наследникам Казимира Малевича пять картин художника, включая полотна "Письменный стол и комната" (1913) и "Супрематистская композиция" (1916). Другие хранящиеся в Городском музее картины Малевича, а также его семь гуашей, 15 рисунков и 18 эскизов останутся в Амстердаме. Бургомистр города Йоб Кохен подчеркнул, что заключенное соглашение учитывает интересы обеих сторон. "Конечно, тяжело расставаться с пятью картинами, которые нам дороги, - отметил директор Городского музея Хейс ван Тейл. - Но достигнутое соглашение вызывает чувство удовлетворения". Директор заявил, что оставшиеся в музее произведения Малевича займут достойное место в коллекции после завершения реставрации музейного здания в 2009 году. Муниципалитет Амстердама купил произведения Малевича в 1958 году за небольшую даже по тем временам сумму в 120 тысяч гульденов у знавшего Малевича немецкого архитектора Хуго Харинга. Тому их передали после прихода в Германии к власти нацистов знакомые художника, которым сам автор оставил полотна на хранение в 1927 году, уехав в Россию по вызову властей. Эти произведения были частью первой и единственной выставки Малевича, состоявшейся тогда в Берлине. Художник не смог вернуться за своими картинами - до самой смерти Малевича в 1935 году советские власти, отвергавшие его искусство, не разрешали ему больше выезжать за границу. Наследники Малевича приняли решение требовать возвращения через суд его хранящихся в Амстердаме произведений после того, как 14 картин художника из амстердамского музея были временно выставлены в Нью-Йорке и Хьюстоне. Наследники считают незаконным приобретение муниципалитетом Амстердама работ Малевича у Харинга, поскольку они тому не принадлежали.
|