|
Выставка "Явление народа" в Нижнем Новгороде
В Мемориальном музее Нижегородской радиолаборатории открылась выставка «Явление народа». Автор картин, представленных в экспозиции, титулованный московский художник Сергей Бочаров, профессор живописи, обладатель Гран-при в Риме и Париже, отверг все громкие звания и принимает только одну награду - признание русского народа. По крайней мере, так говорится в пресс-релизе.
В Мемориальном музее Нижегородской радиолаборатории открылась выставка «Явление народа». Автор картин, представленных в экспозиции, титулованный московский художник Сергей Бочаров, профессор живописи, обладатель Гран-при в Риме и Париже, отверг все громкие звания и принимает только одну награду - признание русского народа. По крайней мере, так говорится в пресс-релизе. Бочаров - мастерский рисовальщик, продолжающий традиции высокого академизма. Так что его вполне заслуженно называют "современным Айвазовским, русским Леонардо, Федотовым XXI века". Великолепны натюрморты и перспективы, виды крымских курортов и парков; небо зачастую цитирует итальянских мастеров - точно до неотличимости. Фигуры и лица (Владимир Высоцкий, Пако Рабанн), рельефно смотрящие из темноты фона, вновь заставляют вспомнить великих - скажем, Рембрандта. Эта часть экспозиции, безусловно, приносит немалое эстетическое удовольствие каждому, кто чувствует божественную красоту и гармонию. Однако, судя по всему, упомянутое - отнюдь не главное в экспозиции. В принципе, можно догадаться, что Сергей Бочаров - мастер копирования, и главный эффект очевидно должны производить огромные полотна, точнейшим образом воссоздающие популярные шедевры русской живописи - например, "Явление Христа народу", "Охотники на привале". Гениальность художественной задумки автора представленных работ в том, что персонажи хрестоматийных картин - российские политики, как есть во плоти - лица, фигуры, мимика: обнаженный Горбачев, спешащий принять крещение; затаившийся в кустах Немцов; маленький, жалкий Ростропович с бокалом в высохшей руке; вакханальный Венедиктов в обнимку с первыми лицами; пирующие «охотники» на фоне кровавого тумана над Москвой… Особенное впечатление производит парафраза саврасовского полотна "Грачи прилетели", где весеннего неба практически не видно за огромной стаей "грачей" с человеческими лицами, и некоторые лица очень даже узнаваемы. Этот шедевр называется, кажется, "Групповой портрет продажных журналистов", но, поверьте, смотреть на него было неприятно и неловко не только «продажным представителям СМИ», но и прочей публике – трудно испытывать восторг перед картиной, напоминающей обличительно-разоблачительную газету "Завтра". Помнится, одним из живописных манифестов гласности стала картина Ильи Глазунова "Сто веков". Многофигурная композиция, являющая собой некую историю земли русской в лицах, она, конечно, пришлась ко времени. Лобовая атака "наглядной правды в аллегориях" плюс несомненное мастерство художника в эпоху великих разоблачений заставляли плакать одних и сжимать кулаки других. Однако за прошедшие полтора десятка лет многое изменилось в сознании и жизни российского народа: успело вырасти новое поколение, в конце концов! Очень не хочется обидеть художника, но по зрительским ощущениям полотна с изображениями политиков, пусть даже и сравнительно современных, уже не так актуальны, как в конце восьмидесятых.
|