|
Остановить торопящегося прохожего
В музее им. А.А. Бахрушина выставка открылась первая выставка, посвященная эволюции отечественной театральной афиши, охватывающая столь длительный период. Самая ранняя афиша коллекции - "Объявление от Петровского театра" датирована 1791 годом. Она содержит только текст и ей, конечно, еще далеко до истинно художественных афиш рубежа XIX-XX веков, которые с полным на то правом относят к области высокого искусства. Плакаты этого периода напрямую связаны с такими именами, как Сомов, Билибин, Бакст. Н ...
В музее им. А.А. Бахрушина выставка открылась первая выставка, посвященная эволюции отечественной театральной афиши, охватывающая столь длительный период. Самая ранняя афиша коллекции - "Объявление от Петровского театра" датирована 1791 годом. Она содержит только текст и ей, конечно, еще далеко до истинно художественных афиш рубежа XIX-XX веков, которые с полным на то правом относят к области высокого искусства. Плакаты этого периода напрямую связаны с такими именами, как Сомов, Билибин, Бакст. На выставке представлена и единственная афиша работы Серова, созданная для "Русских сезонов" Дягилева - подлинный шедевр художника. Здесь же можно увидеть плакаты советского времени - яркие цвета, напряженная динамика четких линий, конфликт светлого и темного в плакатах братьев Стенберг, Альтмана, Ходасевича, агитационных публицистических листах театра "Синяя блуза". За расцветом жанра неизбежно следуют упадок и деградация. Новый век со своими пресловутыми компьютерными технологиями формирует иные эстетические ценности: изготовление афиш стало индустрией, бизнесом, прерогативой дизайнера, а не художника. Что, впрочем, находится в некотором противоречии с симпатичной, оригинальной афишей 2003 года, спроектированной Миловановым для комического балета "Светлый ручей" Шостаковича в Большом театре. Уникальное собрание музея постоянно пополняется. И кто знает, может быть, лет через 50 сегодняшняя многометровая реклама "Нотр-Дам де Пари" или "Иствикских ведьм" окажется в коллекции музея. Вопрос только в том, будут ли они искусством или всего лишь историей.
|