|
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева открылась выставка Никиты Алексеева "Ширмы"
"Когда я был маленький, ширм дома не было: они считались чем-то недопустимо мещанским. Но я до сих пор помню ширму в маленькой комнате в коммуналке, где жила сестра моей бабушки, женщина, как говорится, "простая". Ее рама выкрашена была густым лаком "под красное дерево", ткань - неопределенного буро-пурпурного цвета, затканная цветочками. Я понимаю, это была уродливая вещь, изготовленная, возможно, во времена нэпа, может быть, после войны, чтобы отгородиться от всех пережитых ужасов и поверить, что жизнь прекрасна и непоколебима. Как бы то ни было, за ней виделись удивительные тайны, ведь ширма непременно что-то прячет. Но, укрывая тайны, она просвечивает изнутри, намекая на возможность истины", - пишет Никита Алексеев в специальном манифесте, подготовленном к выставке. И без того замысловатое пространство Аптекарского приказа художник превратил в хитрый многоуровневый лабиринт: он взял ширмы, расписал их пастелью и хаотично расставил по залу. Каждая из створок (самая большая ширма - четырехстворчатая) являет некий условный вход. На ней изображена либо дверь, либо арка, либо угол каменного дома. Никита Алексеев будто бы куда-то приглашает зрителя. Эпиграфом к выставке художник взял слова Бертрана Рассела: "За ширмой... многие люди предпочитают умереть, чем начать думать. Обычно им это удается". Темой размышлений автор выбрал современное искусство: "Я не понимаю, почему современное искусство непременно должно быть визуально неприятным либо залаченным до омерзения, анекдотическим и провокативным; с какой стати оно обязательно должно неуважительно относиться к достижениям мастеров былых времен?" В конце 1970-х годов Никита Алексеев входил в круг московского концептуализма, участвовал в перформансах знаменитой группы "Коллективные действия". Затем основал движение АПТАРТ (apartment art). Несколько лет назад Никита Алексеев придумал проект "Предсмертные рисунки", для которого изготавливал по одному рисунку в день. При этом каждый день переживался им якобы как последний, а сюжетами для рисунков служили разные автобиографические бытовые мелочи.
|