|
"Красный карандаш" вновь извлечен на свет
Главлит, Главрепертком, Выставком и им подобные "карательные органы" в сфере литературы и искусства стали главными действующими лицами выставки "Красный карандаш". Повествующая о цензуре в советской литературе и искусстве экспозиция документов из собрания Российского государственного архива литературы и искусства открылась во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. Рассказ о сформированной в СССР системе всеобъемлющей политической цензуры, по замыслу организаторов выставки ...
Главлит, Главрепертком, Выставком и им подобные "карательные органы" в сфере литературы и искусства стали главными действующими лицами выставки "Красный карандаш". Повествующая о цензуре в советской литературе и искусстве экспозиция документов из собрания Российского государственного архива литературы и искусства открылась во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. Рассказ о сформированной в СССР системе всеобъемлющей политической цензуры, по замыслу организаторов выставки, носит характер исторического исследования. Подтверждение тому - фотографии, рукописи, книги, служебные записки чиновников Наркомпроса, Главлита, Госиздата. Дамоклов меч цензуры был подвешен над любым деятелем искусств, но особенно явно ощущали его тяжесть Анна Ахматова и Михаил Зощенко, Всеволод Мейерхольд и Дмитрий Шостакович, Казимир Малевич и Андрей Платонов, Борис Пастернак и Василий Гроссман. О том, как свирепствовал "красный карандаш", свидетельствуют эпизоды из биографий Александра Галича и Исаака Бабеля, Сергея Параджанова и Майи Плисецкой, Юрия Любимова и Владимира Высоцкого - ныне общепризнанных классиков. На давление цензуры, на мощный арсенал идеологического руководства творческая интеллигенция отвечала по-разному. Впервые наряду с документами, отражающими противодействие и сопротивление, показаны материалы, иллюстрирующие конформизм и компромисс с властью.
|