|
Дамоклов меч закона
СТД РФ провел встречу худруков и директоров театров России с представителями властей.
СТД РФ провел встречу худруков и директоров театров России с представителями властей. Встрече предшествовали появившиеся в печати сведения, что Правительство Российской Федерации представляет в Госдуму проекты законов по так называемой реструктуризации бюджетной сферы. Закон так или иначе коснется и государственных, а также муниципальных театров. Предполагается, что театры либо останутся бюджетными учреждениями, либо будут преобразованы в государственный автономные некоммерческие организации. Из недавнего заявления Михаила Швыдкого: «Государство должно давать возможность жить тем театрам, которые составляют системообразующую часть русской театральной культуры. Это, в первую очередь, те театры, что раньше назывались императорскими. В России таких театров не больше десяти-пятнадцати, в каждом регионе есть такой. Их нужно содержать как бюджетные учреждения. Платить полным рублем». Марк Захаров не разделяет столь бодрого государственного оптимизма: «Драматический репертуарный театр по своей природе не может существовать без государственной поддержки, поэтому при уравнительно-приказном реформаторстве наше театральное дело исчезнет, останутся островки императорских цитаделей, но, вырванные из среды многослойного театрального процесса, они наверняка будут хиреть, теряя свой исполнительский и постановочный уровень». Его опасения развил экономист Александр Рубинштейн: «В основе новой экономической процедуры лежит старая, но от этого не менее вредная для творчества сдельщина. Что можно планировать в фундаментальной науке – ежеквартальное открытие новых законов природы? Что можно требовать от театров – чтобы они ставили пять шедевров в год? Мы живем в условиях фактической диктатуры Минфина и Минэкономразвития. Если победит их трезвый, но абсолютно неверный расчет, основанный на бездумном заимствовании чужих рецептов, то культуре, науке и образованию явно несдобровать». Валерий Фокин оказался одним из немногих деятелей театра, которым грядущая реформа импонирует. Жалея государственный кошелек, он предлагает: «Некоторые труппы можно соединить в одну. Например, соединить Вахтанговский театр и БДТ невозможно, но есть коллективы, из которых можно взять лучших артистов и соединить их в одну труппу. Будет один хороший театр вместо двух средних». Подавляющая часть собравшихся на встречу в СТД, однако не проявила столь бодрого согласия с предложениями правительства. Звучали слова о правовой необеспеченности граждан, о взрывоопасных массах безработных артистов, в случае реформы выброшенных на улицу. СТД РФ выразил готовность взять на себя продвижение во властные структуры предложений практиков театра, направленные на то, чтобы реформа не уничтожила уникальный российский репертуарный театр.
|