|
Крупнейшая выставка произведений советского социалистического реализма открылась в Лондонском Сити
Всего в экспозиции, которая разместилась в галерее «Чэмберс», представлено около 200 работ, созданных в разные годы и в разной технике. "В течение многих лет советский социалистический реализм рассматривался на Западе как "аутсайдерское" направление искусства ХХ века, – отметили организаторы выставки. – Он отвергался в угоду модернизму, осуждался как откровенно политический, скучный и слишком предметно-изобразительный". Однако, по словам устроителей экспозиции, "сейчас приходит осознание, что сравниват ...
Всего в экспозиции, которая разместилась в галерее «Чэмберс», представлено около 200 работ, созданных в разные годы и в разной технике. "В течение многих лет советский социалистический реализм рассматривался на Западе как "аутсайдерское" направление искусства ХХ века, – отметили организаторы выставки. – Он отвергался в угоду модернизму, осуждался как откровенно политический, скучный и слишком предметно-изобразительный". Однако, по словам устроителей экспозиции, "сейчас приходит осознание, что сравнивать социалистический реализм с западным искусством несерьезно". "Это абсолютно уникальный культурный феномен", – подчеркивают в галерее Чэмберс. Среди живописных работ сразу бросается в глаза огромное (200 х 228 см) полотно кисти Юрия Любавина "В дни Октября" (1967). Написанное к 50-летию Октябрьской революции, оно изображает Ленина в его характерной позе – с вытянутой рукой. В петлице у вождя красный бант, который гармонирует с цветом знамен, а вся картина пронизана революционным настроением. Революция, коллективизация и развитие промышленности, мирная жизнь и Великая Отечественная война – такова тематика большинства работ в первом разделе экспозиции. Романтизированная сцена казни 26 бакинских комиссаров британскими интервентами, отображенная Альбертом Папикяном, перекликается с моментом трагической смерти Зои Космодемьянской, замученной нацистами (картина Ивана Пентешина). Помимо живописных работ, зрители могут увидеть во втором разделе выставки и пропагандистские плакаты разных лет советской эпохи. Они пользуются особенной популярностью в Великобритании. Так, в знаменитой галерее «Тейт Модерн» им отведен специальный зал. История СССР начинается на плакате 1917 года "Кто больше платит продгужналога", продолжается плакатом "Дойдем до Берлина" (1944). Развитие образования отражает плакат "Учителю народному мы шлем слова любви: делами славят Родину ученики твои!". Привлекает внимание с точки зрения дизайна и плакат перестроечных лет "Моя родина – СССР", где четыре заглавных буквы в названии страны составлены из флагов пятнадцати союзных республик. Третий раздел выставки как раз и посвящен различным уголкам бывшего Советского Союза, прежде всего Украине. Здесь и произведения на исторические сюжеты – картины "Богдан" Василя Гурина с изображением Богдана Хмельницкого и портрет-линогравюра поэта Тараса Шевченко. Несколько самых ценных полотен выставки посвящены украинским национальным традициям. Красоты Крыма демонстрируют картины "Ялтинская гавань" Михайло Кокина и "Улица в Гурзуфе" Виктора Пузырькова. Своеобразный диптих составляют два среднеазиатских пейзажа Романа Шустермана "На аральской верфи" и "Мангышлак, поселок в пустыне" (оба – 1963 года), демонстрирующие триумф социализма и отсутствие каких-либо проблем в этих регионах. Искусствоведы отмечают, что многие картины, особенно пейзажные, написаны с использованием импрессионистских приемов, хотя официально это никогда не признавалось. Выставка демонстрирует полноту художественного восприятия художниками советской действительности, которая хотя и была порой приукрашенной, не ограничивалась только "партийными" сюжетами. Выставка продлится в течение месяца, до 14 июля. Практически все произведения по завершении выставки можно будет приобрести. Они оцениваются в суммы от нескольких десятков до 15 тысяч фунтов стерлингов.
|