|
Каббала на пустом месте
«Круглый стол» "Каббала в современной культуре: изучение и популяризация" состоялся в клубе "Билингва" в рамках проекта "Эшколь: актуальная израильская культура в России", сообщает «Благовест-инфо». Лекцию о феномене популярности каббалы в широких массах взялась прочитать директор по образовательным программам "Гиллель Россия", аспирантка Центра изучения еврейской цивилизации при ИСАА МГУ Маша Ендель, однако большую часть своего выступления она посвятила ознакомлению аудитории с основными направлениям ...
«Круглый стол» "Каббала в современной культуре: изучение и популяризация" состоялся в клубе "Билингва" в рамках проекта "Эшколь: актуальная израильская культура в России", сообщает «Благовест-инфо». Лекцию о феномене популярности каббалы в широких массах взялась прочитать директор по образовательным программам "Гиллель Россия", аспирантка Центра изучения еврейской цивилизации при ИСАА МГУ Маша Ендель, однако большую часть своего выступления она посвятила ознакомлению аудитории с основными направлениями каббалистической мистики и способами передачи этой традиции. Константин Бурмистров – сотрудник сектора восточной философии Института философии РАН - рассказал о присутствии каббалы в европейской культуре. Интерес к этому учению, в первую очередь – к его оккультной стороне, возникает в Европе в период позднего Средневековья, бурно расцветает в период Возрождения и воспринимается в контексте "магия – каббала – алхимия". Эпоха Просвещения также отдает должное каббале – переводятся и воспроизводятся десятки различных версий каббалистических текстов. В России интерес к каббале отмечен у русских масонов конца XVIII – начала XIX в.; во второй половине XIX в. этот интерес вновь возрождается как следствие уже разложения масонства. В произведениях русских религиозных философов – Владимира Соловьева, Павла Флоренского – можно отыскать некоторые каббалистические идеи, "вырванные из контекста, но заимствованные для построения своей философской системы", отмечает К. Бурмистров. Интерес к каббале в наши дни К. Бурмистров рассматривает в контексте различных течений New Age – "оккультного бульона религиозного синкретизма" - и объясняет его духовным вакуумом. Именно в таком ключе исследователь расценивает увлечение каббалой поп-звезд на Западе и некоторых представителей бизнес-элиты в России.
|