|
Ученым удалось раскрыть секрет лака Страдивари
Ученым удалось раскрыть секрет лака, который использовал Антонио Страдивари для покрытия своих уникальных творений. Исследования на протяжении четырех лет велись французскими и германскими специалистами. Команда ученых парижского Музея музыки провела анализ покрытия более шести десятков инструментов, изготовленных рукой легендарного скрипичного мастера в период между 1692 и 1724 годами. Для начала взятые образцы были просвечены через ультрафиолетовый микроскоп. Это позволило установить, что покрытие состоит из двух слоев, во втором из которых были обнаружены частицы пигмента. Затем образцы лака подверглись анализу в инфракрасной области спектра в синхротроне, расположенном в известном исследовательском центре Сакле близ Парижа. В результате был восстановлен химический "рисунок" покрытия скрипок Страдивари. И здесь исследователей ждал сюрприз: в первом слое мастер использовал вполне обыкновенную олифу наподобие той, что использовали краснодеревщики, а во втором - ту же олифу, но с добавлением сосновой смолы. "Никаких следов экстракта янтаря, прополиса и прочих редких и загадочных ингредиентов", - пояснил химик парижского Музея музыки Жан-Филипп Эшар. Оставалось лишь выяснить природу пигментного красителя. Тут к французским специалистам подключились их германские коллеги из исследовательской лаборатории в Дортмунде. Оказалось, что прославленный мастер использовал не одно, а несколько красящих веществ, которые придавали инструментам сначала насыщенный красный цвет (оксид железа), переходящий затем в более яркий оттенок (сульфат ртути), и в заключении красный пигмент на основе кошенили. Отсюда Жан-Филипп Эшар делает вывод, что Страдивари использовал лак в первую очередь для придания своим творениям характерного цвета, а не для улучшения звучания. Таким образом, ученые развенчали миф, окутывавший на протяжении нескольких веков прекрасные скрипки, альты и виолончели Антонио Страдивари. Возможно, секрет кроется в дереве, клее или форме инструментов великого итальянского мастера - но не во внешнем покрытии. Сегодня исследователи склоняются к мысли, что уникальность инструментов, носящих печать Страдивари вовсе не в забытых ингредиентах, а в технике обработки дерева и гениальном чутье итальянца.
|