|
Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко представил премьеру "Майской ночи" Н.А.Римского-Корсакова
Через восемьдесят лет после Станиславского нынешний главный режиссер Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Александр Титель вновь обратились к опере Н.А.Римского-Корсакова "Майская ночь". Опере из золотого фонда русской классики, столь любимой в раннем СССР за народность и простоту и по той же причине позже практически сошедшей с отечественной сцены. Поэтому почитающему классику Александру Тителю никакие реминисценции не помешали прочитать Гоголя и Римского-Корсакова, как в первый раз. За открывшимся занавесом все вертикальное пространство авансцены занимает экран - водная гладь, по которой бегут черно-белые кадры кинохроники шестидесятых, отражающие достижения всесоюзной житницы - Украинской Советской Социалистической Республики (художник Владимир Арефьев). В этом пространстве существуют параллельно три жанра: лирический, комический и фантасмагорический. Лирический обеспечен невероятной красоты и свободы тенором - Михаилом Векуа, выдающимся голосом которого, кажется, можно физически наслаждаться, даже слушая, как он поет гаммы. "Спи, моя красавица" - оперный хит на все времена, эталоном исполнителя которого стал когда-то Сергей Лемешев, - в дивном исполнении Векуа проникновенен буквально до слез. Комедийно-бытовые эпизоды - не самое простое для оперных артистов - замечательно удались и "троице собутыльников" во главе с Головой (Леонид Зимненко), и Свояченице (Веронике Вяткиной) с косой-короной а ля Тимошенко, и особенно Каленику - Феликсу Кудрявцеву, чей великолепный бас ничуть не пострадал от самозабвенного гопака. Наконец, в финале озерцо, обрамленное с двух сторон сплошным витражом битых окон полуразрушенного дома, являет свою колдовскую суть: "застеколье" выпускает на берег хор русалок. А светящийся месяц, оказавшийся в руках у Левко вместо бандуры, и три его собрата на небе окончательно превращают лирическую комедию из колхозной жизни в фантасмагорию. Новая "Майская", безусловно, хороша - зрелищна, занимательна и волнующа. Модно это или нет - мы подготовлены для музыки, замешанной на славянском фольклоре, на генетическом уровне.
|