|
Дебют Юрия Пахомова в Томском драматическом театре
Для своего дебюта в качестве главного режиссера Томского драматического театра Юрий Пахомов выбрал одноактную пьесу Николая Коляды «Венский стул». Драматургический текст, в котором автор предстал абсурдистом, понадобился новому главному для обнародования своего творческого манифеста. Пьеса о том, как мужчина и женщина, оказавшись против своей воли запертыми в темной комнате, пытаются обрести свободу, а заодно и понять друг друга, стала поводом для режиссерского высказывания на тему «Россия. ХХ век» ...
Для своего дебюта в качестве главного режиссера Томского драматического театра Юрий Пахомов выбрал одноактную пьесу Николая Коляды «Венский стул». Драматургический текст, в котором автор предстал абсурдистом, понадобился новому главному для обнародования своего творческого манифеста. Пьеса о том, как мужчина и женщина, оказавшись против своей воли запертыми в темной комнате, пытаются обрести свободу, а заодно и понять друг друга, стала поводом для режиссерского высказывания на тему «Россия. ХХ век». Жанр спектакля, который, кстати сказать, длится два часа, так и обозначен: «воспоминания о ХХ веке». Ушедшее столетие Пахомов осмысливает как век несвободы. Причем, нет разницы между несвободой, навязанной тоталитарным государством, и несвободой, вскормленной личными предрассудками и комплексами. Текст пьесы режиссер не менял, не вымарал ни одного слова, но насытил каждый эпизод звуковыми, музыкальными и предметными символами эпохи, так что получился ряд самостоятельных новелл. Детская комната до 1914 года. Война. Революция. Эмиграция… Но поступательного движения в развертывании исторических картин нет. Так, новелла, которую можно условно обозначить как «Диссиденты», опережает новеллу «Евреи в газовой камере». По способу существования актеров на сцене «Венский стул» напоминает «Лабораторию любви». Татьяна Аркушенко (Она) и Евгений Платохин (Он) фактически играют нескольких персонажей. У Коляды Она – парикмахер, Он – фотограф. В спектакле Пахомова Он – еще и Художник, и Поэт, и Актер, и Зэк, и Студент, и Офицер. Она – еще и Муза, и Жена, и Подруга, и Секретарша, и Торговка, и Попутчица. Все зависит от того, какая музыка звучит, и какой реквизит скидывают Они двум заключенным сквозь двери на потолке: пилотку и дамскую сумочку – возникает послевоенная история, когда Победителей судят; белый пиджак, белый берет, шарф и папироса, песенки стиляг – и перед нами студенты, гуляющие по Москве 60-х… Актеры играют маленькие истории любви. Но (парадокс!) спектакль в целом – отнюдь не о любви… Все, что видит зритель, не больше, чем опыты в черной комнате.
|