|
Русский музей открыл выставку рекламного плаката в России первой трети ХХ века
Русский музей открыл в Мраморном дворце выставку рекламного плаката в России. Около 100 произведений, созданных петербургскими и ленинградскими художниками в 1900 - 1920-е годы, позволяют проследить историю развития этого вида прикладной печатной графики. Как рассказали авторы выставки, русский рекламный плакат приобрел привычный современному зрителю вид в конце ХIХ века. Именно в это время в России бурно развивался рынок товаров и услуг, что, в свою очередь, стало стимулом для развития рекламной индустрии. Тогда под перекрестным влиянием западного и национального художественного опыта происходило формирование стиля русского рекламного плаката. Основные конструкции, стилевые модели и композиционные приемы, найденные в тот момент, оказались очень живучими и эксплуатировались художниками-плакатистами еще несколько десятилетий. Некоторые приемы угадываются и в современной рекламе. Выставка в Русском музее выстроена по хронологии и по тематике, что позволяет оценить, как менялся ассортимент предлагаемых услуг и пристрастия потребителей, а какие ценности оставались неизменными. И дореволюционные, и советские плакаты изобилуют рекламой спиртных и прохладительных напитков, какао, чая и прочих продуктов с призывами "помнить о виннице, где можно получить в свою посуду розлив вина", покупать "Нигде кроме как в Моссельпроме", а также утверждениями: "В питании - сила", и многочисленными изображениями романтичных барышень и чумазых малышей, рекламирующих шоколад. Во все времена пользовались спросом косметические товары и услуги. Например, на витрине, стилизованной под рекламную тумбу начала ХХ века, есть реклама, обещающая "исправить фасон носа" с помощью машинки. "Кривые и уродливые носы могут быть исправляемы и улучшаемы тайно у себя дома", - обещал автор объявления. На плакате 1920-х годов рекламировалась американская косметика -"липолин для алости губ", пудра и прочие товары. В советские годы активно пропагандировались финансовые услуги для населения, объявления о них составлялись простым и доступным языком: "И с копейкой, и с рублем все в Сберкассу мы идем" или "Я спокоен. Я - держатель 2-го займа индустриализации". Совсем современной выглядит реклама электрических лампочек, притом, что уже тогда производители говорили об энергосберегающих технологиях, предлагая покупать "практичные, дешевые лампы, которые экономят энергию".
|