|
“Происхожение письменности”
Выставочный зал НоМИ впервые представил питерской публике видеоарт Натальи Лях и серию фотографий Константина Водяницкого “Uralphabet. Происхожение письменности”. “Персонажи” фотоснимков – молодые ростки чеснока, снятые с максимально близкого расстояния и предстающие как портретные индивидуальности. Идентичные друг другу биологически, ростки бесконечно различны. Объединяет их лишь формальная законченность в рамках фотокадра, заставляющая читать их как условные знаки письма.
Выставочный зал НоМИ впервые представил питерской публике видеоарт Натальи Лях и серию фотографий Константина Водяницкого “Uralphabet. Происхожение письменности”. “Персонажи” фотоснимков – молодые ростки чеснока, снятые с максимально близкого расстояния и предстающие как портретные индивидуальности. Идентичные друг другу биологически, ростки бесконечно различны. Объединяет их лишь формальная законченность в рамках фотокадра, заставляющая читать их как условные знаки письма. Они напоминают алфавит, только что произведенный природой на свет. Эта древнейшая азбука, с незапамятных времен ежегодно рождающаяся и умирающая, доступная взору лишь очень короткий промежуток весенних дней. Ее аналогии можно найти в древних системах письменности – китайской, тибетской, японской, греческой, армянской, грузинской… Более слабые отголоски остались в современных алфавитах. Подобно первопроходцам фотографии, таким, как Уильям Фокс Тэлбот, еще в середине XIX века снимавшим удивительные картины живой природы, Константин Водяницкий сознательно использует целый кадр, не выделяя удачных фрагментов, не используя ни купюр, ни коллажей, ни ретуши. Все экспериментаторство сведено к работе над тональностью фотобумаги, покрываемой специальным составом из травяного сбора. Техника этих уникальных фотоопытов, производимых сегодня, стоит в одном ряду с творчеством знаменитых фотографов конца XIX века, все работы которых сегодня наперечет. Каждая фотография создается индивидуально и в законченном виде существует в единственном экземпляре. Видеоарт Натальи Лях, впервые демонстрирующийся в Петербурге (художница живет и работает в Париже), также проникнут темой природных и растительных форм, но на этой выставке служит художественной антитезой медитативным, “восточным” изображениям Водяницкого. Это некий ответ технократической Европы, говорящей о том же, но иначе, – языком высоких технологий, доверяющим более не рукотворности, но цифре дигитальной съемки.
|